ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 24 (252) от 02.07.2013
общество
О, спорт, ты – пропаганда!
Российский кинематограф в поисках новых героев
Комментарии:0
Просмотры: 451

Кино о великих спортсменах и знаменитых победах – эта отрасль отечественного синематографа ныне активно развивается: вышла лента «Легенда № 17» о хоккеисте Валерии Харламове, вскоре появится на экранах фильм о футболисте Льве Яшине. Почему такое внимание начало уделяться фильмам этой тематики, догадаться несложно.

Во-первых, спорт – это в определенной степени идеологическая палочка-выручалочка, которая действует всегда, спортивные достижения и спортсменов обычно не принято хаять. Во-вторых, с учетом того, что в ближайшие годы России предстоит принимать универсиаду, зимнюю олимпиаду и чемпионат мира по футболу, не снимать кино о великих победах и тех, благодаря кому они достигались, было бы грешно.

Однако всё было бы хорошо, если бы не пришлось столкнуться со старыми проблемами: в погоне за пропагандой патриотизма создатели кинокартин готовы поступиться правдивым изложением истории.

Начнем с «Легенды № 17». Это второй художественный фильм о Харламове, первый – «Валерий Харламов. Дополнительное время» – вышел в 2007 году. Также можно вспомнить прошлогодние «Хоккейные игры», посвященные 40-летию суперсерии 1972 года СССР – Канада. В «Легенде № 17» недостатков хватает. Дело совсем не в том, что актер Олег Меньшиков внешне совершенно не похож на тренера Анатолия Тарасова, и не в том, что по фильму складывается впечатление, будто победа над канадцами добыта исключительно Харламовым и Тарасовым, будто Петров, Якушев, Мальцев и другие только подносили снаряды, дело в конкретных исторических несоответствиях.

Например, первая авария у Харламова, оказывается, случилась незадолго до суперсерии, а не четырьмя годами позже, в 1976-м. Однако для лишней драматизации отлично подойдет. В фильме по сути отсутствует фигура Аркадия Чернышёва, а именно он был главным тренером той сборной, в которой Тарасов являлся ассистентом тренера. Да и Бобров показан так, словно является слабой копией Тарасова. Но всё это меркнет по сравнению с той пропагандистской машиной, которая включается на полную катушку, особенно ближе к концовке фильма: канадцы показаны такими, словно они не люди вовсе. Параллель их с бегущими быками и того лучше. Видимо, создатели картины посчитали, что поднятие патриотизма без очернения противника невозможно. Вполне в духе времени. Зато Путину фильм понравился, и даже на прямой линии 25 апреля он пообещал подумать насчет фильма о Яшине, а через несколько дней поручил кабинету министров рассмотреть этот вопрос.

О том, что будет в этом фильме, судить пока рано. Но вдова вратаря, Валентина Яшина, заявила на телеканале «Дождь»: «Вот помру, тогда можете художественный фильм делать. И что кому взбредет в голову, пускай делают. Я видела про Боброва фильм. Отвратный». Это, впрочем, не помешало запустить проект в производство и уже выбрать ему название – «Они играли за Родину». Ничего не напоминает? К слову, режиссер Карен Оганесян сразу поспешил откреститься от обвинений в том, что фильм – это пиар-ход и коммерческий проект, и даже заявил, что проект существует уже давно и никак не связан ни с заявлением президента, ни с успехом «Легенды № 17».

Но вслед за Яшиной крайне негативную оценку на страницах «Советского спорта» дал вице-президент Российского футбольного союза Никита Симонян: «Мне сценарий не понравился. Про Яшина в сценарии не так уж много – вся история крутится вокруг пропущенных в Чили мячей, обструкции Льва. Якобы перед игрой у него была травма, но пришла телеграмма из ЦК партии, что он должен обязательно выйти на поле. Автор пишет, что из-за неудачной игры его дочек чуть ли не отчисляли из школы, что директор продовольственного магазина стал холодно относиться. Чушь собачья, мы-то жили в то время и знаем, что такого не было…»

Симонян добавил, что у него «хватит материалов и воспоминаний о Льве Ивановиче на несколько сценариев. Но важно показать не только великого вратаря, но и человека с большой буквы. Нынешнее поколение не понимает масштаба его личности». Есть такое подозрение, что после такого кино и не поймет. Видимо, достаточно того, что Путин понимает – на свой манер.

Что нас ждет дальше? Так и напрашиваются фильмы про Тарасова и Стрельцова, благо в случае с последним можно построить не только великолепную драму, но и по пути в который раз завести разговор о том, как в СССР не давали жить людям. А далее? Здесь сложнее: снимать фильмы про достижения советских спортсменов – это, в сущности, признавать современные проблемы. Вдобавок как-то не принято современникам ставить памятники. Да и коли речь зашла о футболе, о ком снимать? Об Аршавине, который на прошлой неделе бесславно вернулся из Лондона в «Зенит»? О Титове, Тихонове, Онопко и Аленичеве, заставших победоносный «Спартак» 90-х? Но Титов недобро расстался с «красно-белыми», а после судился с «Химками» за зарплату. Аленичев, при всех своих достижениях, так и не стал определяющим игроком команд, в которых играл, и как-то незаметно ушел на пенсию. А Тихонов, равно как и Онопко, играл помимо «Спартака» долго, успешно, определял игру команды, да только для помпезных фильмов названия их клубов: «Овьедо», «Сатурн» и те же «Химки» как-то не подходят.

Да и может, не про них снимать-то надо, а про Широкова, который по молодости «бухал» (его собственное признание), а сейчас в своем твиттере поносит всех и вся и одновременно любим и ненавидим всей страной? Или про Саенко, который после достаточно успешной карьеры в Германии немного по­играл здесь и совсем неожиданно до 30 лет закончил карьеру? Это как-то лучше характеризует нынешнюю реальность.

Ключевые слова: спорт, кинематограф
Оцените новость
0
Новости партнеров
42 (411)
от 6
декабря
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Мы еще и «золотое сечение России»
В Саратове со сдержанной помпой прошло торжественное празднование 80-летия Саратовской области.
Губернаторы ждут списков
В общем, пока наша территория жила своей жизнью, в федеральных средствах массовой информации появилась утечка из администрации президента.
Директор СПГЭС ответит за нарушения
Поставщик ресурсов неправомерно начислял плату гражданам, установившим счетчики электроэнергии, поддавшись на уговоры коммерсантов.
«Саратов – пуп земли»
На стенах Театрального института появились две мемориальные доски.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Наталья Касперская заявила, что данные о россиянах в сети в целях безопасности должны принадлежать государству. Готовы ли вы подарить свои данные (поисковые запросы, переписка, фото и видео и пр.) властям?
Проголосовало: 215
1
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ