ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 19 (247) от 28.05.2013
интервью
Екатерина Русакович, Денис Афанасьев: В Мюнхене всё строилось вокруг кино
Комментарии:0
Просмотры: 744

DOK.fest, один из крупнейших международных фестивалей документального кино, прошел в этом году в Мюнхене в 28-й раз. Сотрудники АНО «Фестивальный центр» Денис Афанасьев и Екатерина Русакович, которые уже не первый год занимаются организацией телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», побывали на DOK.fest в качестве волонтеров. С 8 по 15-е мая ребята были заняты организационной работой, а заодно смотрели кино и знакомились с Мюнхеном.

– Как стала возможной эта поездка?

Денис: Начну с того, что наш фестиваль давно и плодотворно сотрудничает с немецким центром в Саратове и институтом Гёте в Москве. В прошлом году директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина и директор немецкого центра Ирина Николаева побывали на Мюнхенском фестивале по приглашению немецкого режиссера Кристофа Бёкеля. Он не раз принимал участие в «Саратовских страданиях», его фильмы получали призы, а в 2010 году он стал победителем фестиваля. Это известный немецкий кинодокументалист, в свое время возглавлял Союз документалистов Германии. И имеет непосредственное отношение к организации DOK.fest. Там, на этом фестивале, Татьяна Викторовна и Ирина Юрьевна познакомились с нынешним директором DOK.fest Даниэлем Шпонзелем. И зародилась идея сотрудничества. Шпонзель по приглашению российской стороны приезжал в прошлом году в Саратов на фестиваль «Мир права», мы познакомились с ним лично и наметили пути сотрудничества. Один из вариантов – обмен волонтерами, по принципу обмена студентами.

– Я помню, что в планах было презентовать «Саратовские страдания» на Мюнхенском фестивале?

Денис: Такие планы действительно есть. У нас нулевой бюджет. Всей делегацией поехать не удалось. Возможно, презентация состоится на будущий год. Но кроме нас в жюри фестиваля был приглашен Артём Зорин – один из организаторов первых «Страданий». Он с коллегами из Германии, Франции, Канады и Косово оценивал фильмы в программах DOK.international и DOK.horizonte.

– В чем заключалась ваша работа?

Денис: Мы приехали за пару дней до начала в качестве волонтеров. И нас загрузили вполне привычной для нас работой.

Катя: На фестиваль приезжает много участников со всех окрестностей Германии и из других стран Европы и мира. По­этому мы были заняты с утра до вечера. Но ничем сверхъестественным нас не загружали, и мы смогли посмотреть всю интересующую нас программу, познакомиться с тем, как фестиваль организован, как это выглядит изнутри.

– И как же это выглядит изнутри?

Денис: Прежде всего, поражает внимание к мелочам, из которых у зрителя складывается ощущение комфорта. Например, проходили на DOK.fest показы под открытым небом – программа, в которой представлены были три фильма, так или иначе связанные с темой музыки. Как раз в этот день шел дождь. Народу всё равно собралось много, никаких тентов не было, но были специальные непромокающие сиденья на стульях. И подобных мелочей не счесть. Всё это в конечном итоге упирается в бюджет.

Кроме того, мне показалось, что DOK.fest, несмотря на то что он фестиваль международный, рассчитан все-таки на немцев и на их кино. В Германии вообще и в Мюнхене в частности сильно развита кинодокументалистика. В Мюнхене есть высшая школа документального кино – HFF, многие показы проводились как раз на ее площадках.

Катя: Dok.fest в первую очередь ориентирован на профессионалов в области кино. В рамках фестиваля проходит Dok.forum – платформа, на которой обсуждаются актуальные темы для сценаристов, режиссеров, редакторов, продюсеров, дистрибьюторов и студентов. «Саратовские страдания» – фестиваль для зрителей, вспомним девиз нашего фестиваля: «Документальное кино – кино для зрителей».

Денис: А в Мюнхене всё строится вокруг кино. Если мы на нашем фестивале помимо конкурсных и внеконкурсных показов организуем выставки, творческие встречи со звездами российского и зарубежного кино, мастер-классы, рассчитанные на широкую публику, то Мюнхенский фестиваль работает только для документальной киноиндустрии.

Катя: Хотя простых зрителей, не имеющих отношения к производству фильмов, на показах много. Несмотря на то что билет на один показ стоит 8 евро, на пять сеансов – 35 евро, а на все фильмы фестиваля – 75 евро. Мероприятия Dok.fest проходят на десяти разных площадках: кинотеатры, Университет телевидения и кино, Музей кино, Католическая академия Баварии, Национальный музей этнологии и других.

Денис: Программа у них огромная, состоит из нескольких подпрограмм: DOK.international (международная программа), DOK.horizonte – новые имена, есть DOK.deutsch – только для немецких фильмов, DOK.panorama – сюда идут все фильмы, которые не вошли в остальные номинации. Есть DOK.sport, DOK.music. В этом году показывали ретроспективу фильмов Вернера Херцога, мюнхенские премьеры. На этом фестивале мы не встретили звезд кино. В жюри был один режиссер-документалист, остальные либо отборщики других крупных фестивалей, либо их директора.

– Были в Мюнхене такие фильмы, что вам захотелось, чтобы их увидел саратовский зритель?

Денис: Фильмов много интересных. Часть из них мы бы действительно хотели показать у нас на фестивале. Мне хотелось бы, чтобы это был «Капитан и его пират» (Германия, Бельгия, режиссер Э. Вольф). Это фильм про взаимоотношения капитана немецкого судна, захваченного сомалийскими пиратами, с их вожаком. Получилось так, что в плену капитану было намного проще найти общий язык с главарем захватчиков, нежели с собственной командой.

Еще бы мне хотелось пригласить фильм «Неправильное время, неправильное место» (Нидерланды, Финляндия, Бельгия, Германия, режиссер Д. Эпл) – про теракт в Норвегии, когда Брейвик расстрелял лагерь студентов на острове. Об этом дне в фильме рассказывают те, кто выжил, и родители погибших студентов.

Катя: Из программы Dok.panorama могу отметить фильм «Сначала приходит любовь» (США, режиссер Н. Давенпорт) – он снят в жанре личной документалистики. Главный герой – женщина-режиссер. «Сначала приходит любовь, затем замужество, после этого – рождение детей» – для неё такой подход больше не кажется правильным. В 41 год, после нескольких удачных романов, режиссер принимает решение родить ребенка от своего друга и бывшего одноклассника, гея, путем ЭКО. Это фильм о том, как женщина в современном мире может обойтись без мужчин.

Другой фильм – «Я дышу» (Великобритания, Дания, режиссеры Э. Дэви и М. МакКинон). У главного героя специфическая болезнь органов дыхания, которая обрушилась на него внезапно: он только что женился, и у него родился ребенок. И он борется с болезнью, но угасает. При этом ведет блог для своего сына, рассказывая про себя, историю своей семьи, свою болезнь. Фильм – это своего рода завещание. «Я дышу» – не только фильм, а некий социальный проект – со своим сайтом, который привлекает к этой болезни внимание как профессионального медицинского сообщества, так и обычных людей. Вообще у них много социального кино.

– Было ли что-то такое на фестивале, что вы хотели бы реализовать в Саратове?

Катя: Ноу-хау я там не встретила. В принципе по стилю организации мы мало чем отличаемся от Dok.fest. Вопрос только в бюджете. Все-таки у них колоссальная поддержка со стороны государства и огромное количество спонсоров.

Денис: Ну и у наших фестивалей несколько разные задачи. Они воспитывают режиссеров-документалистов, мы же привлекаем простую зрительскую аудиторию. Но вот один момент все-таки поразил. Мы к приглашенным гостям всегда относимся по-домашнему. На Мюнхенском фестивале приглашенные участники даже от аэропорта добираются самостоятельно. И в принципе предоставлены сами себе. С одной стороны, это неплохо – больше свободы для маневров. Но с другой стороны, Мюнхен – такой город, в котором совсем не трудно заблудиться.

– Кстати, как вам понравился город?

Денис: Город очень красивый, чистый, зеленый. А еще у нас был архитектурный шок: вся эта старинная красота сохранилась. В центре нет никаких высоток. На окраине несколько многоэтажных зданий – то ли деловые, то ли торговые центры. А так все мюнхенцы живут в трех-пятиэтажных домах. И полгорода – футбольные болельщики. Магазины атрибутики мюнхенской «Баварии» на каждом углу. Причем половина населения всё это носит – шарфы, футболки, кепки.

Катя: Мы попали в город в те дни, когда проходил чемпионат мира по хоккею. Немецкая сборная играла с Латвией. На Мариенплац (главная площадь Мюнхена) был установлен огромный экран, где шла трансляция матча. Игра началась в семь, болельщики начали собираться на площади уже с полудня. И нигде никакой полиции, несмотря на большую толпу. Всё спокойно, мирно. Только станция метро была перекрыта на вход и на выход, но это, скорее, для того, чтобы избежать давки.

Денис: Еще что поразило: очень много магазинов национальных костюмов. И баварцы их носят. В основном мужчины. Надевают шорты, натягивают гольфы. Это впечатляет.

Катя: Еще на улицах много людей с ограниченными возможностями. Они гуляют с родственниками и в одиночестве. Прекрасно себя чувствуют на улицах, в парках, в торговых центрах, в метро. И приспособления для колясочников в глаза не бросаются. Всё как-то органично вписано в городскую среду.

В Мюнхене много велосипедистов. Есть дорога для автомобилей, велодорожка, дорожка для пешеходов. Мы с Денисом, как настоящие туристы из России, всё время забывали переходить на свою часть тротуара. И нам всё время сигналили. Наверное, велосипедисты у них главнее пешеходов.

Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 510
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ