ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 9 (237) от 12.03.2013
экономика

Романтики больших дорог

Без геодезистов не было бы на земле ни городов, ни газо- и нефтепроводов, ни каких-либо крупных строек
Комментарии:0
Просмотры: 695

Каждое второе воскресенье марта в России свой профессиональный праздник отмечают геодезисты и картографы. В 2013 году этот день пришёлся на 10-е число. Мы встретились с самыми именитыми геодезистами Саратовского региона и узнали, чем живут изыскатели сегодня.

И в снег, и в зной

«Геодезия – это наука о земле...» Примерно так начинаются почти все статьи о геодезии и геодезических работах. Эта наука – одна из самых древних, зародилась вместе с земледелием и строительством в Древнем Китае и Египте.

Не будем вдаваться в подробности развития и становления науки геодезии. Отметим только, что в современном мире без неё не обойтись ни в военных, ни в гражданских целях. И дело не только в том, что без работы геодезистов и картографов не было бы географических атласов и карт. Без их работы не было бы вообще ничего – ни городов, ни дорог, ни газо- и нефтепроводов, ни каких-либо крупных строек.

Первое, с чего начинается строительство любого здания и любой дороги, – это проведение изысканий. Изыскатель-первопроходец должен знать каждую точку на поверхности земли – где, что и сколько. И он работает – и в стужу, и в дождь, и в жару.

Способны на любые геодезические...

Одной из крупнейших и, пожалуй, старейшей в Поволжье специализированной проектно-изыскательской организацией является саратовский филиал ГИПРОДОРНИИ. Вот уже 65 лет здесь разрабатывается проектно-сметная документация для строительства дорог, мостов и промышленных гражданских сооружений. Филиал был создан в 1948 году для выполнения проектно-изыскательских работ в Саратовской, Волгоградской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Оренбургской областях, в республиках Калмыкия и Мордовия. Кроме этого, филиал периодически работал в Калининградской области, Башкирии, Чувашии, Татарии и ряде других областей и республик.

По проектам специалистов саратовского института построены почти все основные дороги республиканского значения в перечисленных регионах. Причём наиболее сложными являются изыскания и проектирование дорог в обход крупных населенных пунктов. По проектам филиала построены обходные дороги восьми областных и более тридцати крупных районных центров (Саратова, Астрахани, Оренбурга, Орска, Калининграда и других).

Кроме того, в институте занимаются и проектированием транспортных развязок, дорожной инфраструктуры и титульных мостовых переходов. Например, в стенах саратовского ГИПРОДОРНИИ были изобретены и разработаны такие транспортные развязки, как «Глаз» и «Лук». Запроектировано и построено большое количество мостов через реки Урал, Хопёр, Бузан, Кигач, Сок и другие.

В былые времена численность сотрудников института доходила до 650 человек. Сейчас в филиале трудится около 200 специалистов.

В январе 1981 года в саратовском филиале ГИПРОДОРНИИ был образован отдел инженерных изысканий и предпроектной подготовки. В отделе трудятся специалисты различных профилей – геодезисты, работающие в поле и занимающиеся камеральной обработкой, гидрологи, землеустроители и инженеры, занимающиеся сбором исходных данных. То есть коллектив отдела, где вместе трудятся и опытные сотрудники с многолетним стажем, и молодые специалисты, – это прежде всего высококлассные инженеры, которым по силам выполнить инженерные изыскания всех видов линейных сооружений: создание планово-высотных опорных геодезических сетей, разработка проекта производства геодезических работ (ППГР) на сложные сооружения, подготовка материалов для земельного отвода с межеванием земель и постановкой на кадастровый учёт.

«Отдел инженерных изысканий оснащён современными электронными геодезическими приборами и мощной компьютерной техникой, – вводят нас в курс дела сотрудники института. – А новейшие геодезические инструменты в сочетании с высоким профессионализмом нашего инженерно-технического персонала позволяют не только качественно, но и быстро выполнять любые изыскательные работы с учётом постоянно меняющихся технических требований».

Каждый новый объект – это новая обстановка, новые люди, и изыскателям приходится организовывать и налаживать работу в соответствии с обстановкой и условиями.

Школа изысканий даёт то, чему не учат в институте, – умение работать с людьми, находить и развивать необходимые контакты и отношения. И эту школу прошли все ведущие специалисты института.

К рынку! Приспосабливаться придётся

По словам Александра Щербакова, заместителя директора саратовского филиала ГИПРОДОРНИИ по региональному развитию, несмотря на то что в условиях рынка ситуация и вокруг института, и внутри него несколько изменилась, он по-прежнему остаётся ведущей силой в области проектно-изыскательских работ.

«Сегодня проектно-изыскательским организациям приходится самим искать себе заказчиков. Такие времена. И наш институт наравне с другими участвует в различных тендерах на разработку того или иного дорожного проекта или изыскательных работ, – рассказывает Александр Щербаков. – То есть в условиях растущей конкуренции нам постоянно приходится доказывать, что специалисты нашего НИИ по-прежнему держат уровень лучшего проектного института Саратова».

То, что ГИПРОДОРНИИ достоин считаться лучшим, пожалуй, факт неоспоримый. Именно сюда чаще всего приносят переделывать проекты горе-победителей различных конкурсов и тендеров.

«Отбор организаций на государственный заказ сейчас проводится исключительно через торги. Выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену, – объясняет Щербаков. – Но нередки случаи, когда победителями этих тендеров оказываются организации, которые к геодезии, к инженерии да и вообще к проектным работам имеют очень опосредованное отношение. Но они назначили копеечную стоимость за свои услуги, получили желаемый заказ и, естественно, не смогли удовлетворить заказчика...»

Александр Щербаков не скрывает, что в настоящее время объём работ ГИПРОДОРНИИ сократился. А если сравнивать с расцветом НИИ в период Советского Союза, то сократился значительно. Тогда проблем с загрузкой института было меньше, если не сказать, что их не было совсем.

«Все филиалы, а тогда подразделения, головного института ГИПРОДОРНИИ работали преимущественно в пределах тех зон, которые были закреплены за каждым, – говорит Щербаков. – Саратовский институт работал в зоне тысячи километров вокруг Саратова. То есть тогда мы охватывали 13–15 областей. Сейчас такого нет, конечно».

Крупные попадаются, грандиозные – нет

Сужение географии работы не просто сократило её объём. Печальней всего то, что из разработки практически исчезли крупные дорожные объекты. В разработке у ГИПРОДОРНИИ их, по словам Щербакова, единицы. В основном институт трудится над проектно-изыскательской документацией по отдельным участкам отдельных автодорог. Да и речь сейчас в проектах чаще ведётся не о строительстве, а о реконструкции или капитальном ремонте того или иного объекта.

«Конечно, очень многое уже давно построено, и сегодня эти объекты нуждаются в реконструкции и ремонте, – говорит Александр Викторович. – И новое строительство у нас затевается только при острой необходимости и при обязательном условии наличия финансовых средств. Как, например, дорога между посёлками Солнечный и Юбилейный: мы работали над этим проектом. Или подъездная дорога к новому саратовскому аэропорту, над проектом которой мы работаем сейчас».

ГИПРОДОРНИИ всегда был известен тем, что брался в основном за масштабные дела – делал документацию для строительства автомагистралей высоких категорий, которые отличаются большой интенсивностью движения. Особенности таких дорог жестко регламентированы нормативными актами, которые в свою очередь должны быть увязаны и согласованы с множеством вещей – наличием коммуникаций, определением владельцев земельных участков, наличием мостовых переходов, транспортных развязок и т. д. И специалисты института всё делали в лучшем виде. Собственно, в лучшем виде они делают это и сейчас. Просто проекты перестали быть такими грандиозными.

«Свой авторитет мы зарабатывали не один день, – объясняет Александр Щербаков скрупулёзное отношение специалистов ГИПРОДОРНИИ к любому заказу. – Поэтому каждый промах в работе – это серьёзная опасность потерять годами налаживаемые связи, каждый плюс – дальнейшая рекомендация».

Другими словами, партнёрские отношения ГИПРОДОРНИИ со своими заказчиками поддерживает благодаря высокому профессионализму и гарантии качества выполненных работ. Таким образом, институт следует своей главной миссии – это выполнение проектов на высочайшем уровне для содействия комфортному, экономичному и экологически безопасному автомобильному движению.

Лидерских позиций не сдавая

В разговоре Александр Щербаков вспомнил о недавних временах, когда дела саратовского филиала ГИПРОДОРНИИ шли из рук вон плохо. По признанию нашего собеседника, потерь у института тогда было много. И в заказах, и в деньгах, а главное – в кадрах.

После развала СССР, в «лихие 90-е», перед институтом встала дилемма – либо производить значительное сокращение, либо искать объемы. Пошли по второму пути и нашли работу в изысканиях и проектировании газо– и нефтепроводов, линий связи и электропередач, железных дорог, а также работ по земельному отводу. Накопили значительный опыт и знания в этом направлении, в результате чего основных специалистов удалось сохранить.

В период с 2005-го по 2011 год – вновь резкое сокращение финансирования дорожной отрасли и, соответственно, падение объемов работ. К этому добавились частая смена собственников и руководства филиала, что привело к потерям многих специалистов.

«Все эти времена мы пережили, и сейчас ситуация выправляется. Сложности, конечно, есть, но ритм работы у нас уже довольно жёсткий». Институт обладает солидной материально-технической и информационной базой, наличием лицензий, свидетельств СРО, связанных с изысканием и проектированием, и всегда был кузницей кадров. Специалистов буквально взращивали с «младых ногтей» и обеспечивали не только свои потребности, но и снабжали этими специалистами многие другие организации.

Несмотря ни на что саратовский филиал ГИПРОДОРНИИ по-прежнему занимает лидирующие позиции в сфере проектно-изыскательных работ не только на территории нашего региона, но и всего Поволжья. И каждым выполненным заказом лишь подтверждает свой авторитет.

Ключевые слова: ГИПРОДОРНИИ, геодезия
Оцените новость
0
Новости партнеров
2 (416)
от 24
января
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
... о первых альбомах наступившего года
Если посмотреть рецензии на музыкальных сайтах, то можно подумать, что главное музыкальное событие этого года уже состоялось. По той простой причине, что английская группа The xx выпустила новый альбом.
«Весь Анк-Морпорк. Справочник»
Терри Пратчетт, знаменитый английский фантаст, автор десятков популярных книг, Кавалер Ордена Британской Империи за вклад в литературу, недавно ушел из жизни, оставив безутешными сотни тысяч фанатов по всему миру.
Возвращал цену, добывал смысл
О прелести свободной распрямленной человеческой чистопородности.
Саратов. Январь 1917 года
Губернское правление признало, что деятельность горчичного завода Эпштейна и Этигена в Царицыне ухудшает санитарное состояние города.
Ворох задач и несбывшиеся ожидания
Основной тренд – смена министров.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Нужно ли возвращать шары на улицу Волжскую?
Проголосовало: 208
2
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Победительница проекта «Большая опера» Ксения Нестеренко о хейтерах в интернете
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ