ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 5 (327) от 17.02.2015
былое

15 вёрст рельсового пути

Транспортную проблему в Саратове конца XIX века решили за три года, построив конно-железную дорогу
Комментарии:1
Просмотры: 634

Основным видом городского транспорта до начала ХХ века по всей России и в Саратове был извозчичий промысел. К концу XIX века число легковых, ломовых и так называемых зимников в Саратове перевалило за полторы тысячи. И всё же в воспоминаниях отмечалось, что «извозчиков было так мало, что отыскать дрожки стоило большого труда и не всегда удавалось. В ненастье улицы превращались в грязное болото, в котором беспомощно барахтались пешеходы и воза. Переправа через улицу совершалась таким способом: встречный мужик за пятак «на ассигнации» переносил через болото детей и барынь – на руках, а мужчин – на спине».

Первым по-настоящему общественным транспортом в Саратове стала конно-железная дорога. Договор на её постройку был заключён 25 декабря 1885 года Городской управой с частным лицом, кандидатом прав Л. П. Блюммером, действующим за себя и по доверенности за второго контрагента, титулярного советника Н. А. Рубинского.

Леонид Петрович Блюммер был крайне неординарной и даже авантюрной личностью. Дворянин, выпускник Московского университета, неутомимый журналист и редактор, свою журналистскую деятельность начал ещё в возрасте 19 лет в Петербурге, где до переезда в Москву год обучался китайскому языку на восточном факультете университета. После получения учёной степени Блюммер отправился за границу, где занимался изданием журнала «Свободное слово» (сначала в Берлине, потом в Брюсселе), газет «Весть» (в Берлине) и «Европеец» (в Дрездене). По возвращении в Россию либеральная тематика его изданий пришлась не по вкусу российским властям, и в 1865 году Блюммер попал под суд и был сослан в Томскую губернию.

В конце 1870 года Блюммеру были возвращены все гражданские права, включая право свободного поселения, и он приехал в Саратов. Здесь он развил обширную деятельность сразу в нескольких областях. Результатом этого и стало устройство конки. По договору с Управой контрагенты должны были в течение трёх лет выстроить 15 вёрст рельсового пути и устроить конно-вагонный парк. Для его размещения Городская дума выделила 92-й городской квартал. В этом квартале, ограниченном улицами Московская, Царёвская (Пугачёвская), Большая Казачья и Астраханская, и расположился конно-вагонный парк с конюшнями, жилыми домами, сараями (в т. ч. и вагонным) и мастерскими. Предусматривалось также строительство двух жилых помещений: «жилой дом для кучеров, конюхов, сторожей и рабочих до 300 куб. саж. помещения» и «жилой дом для Управления и служащих до 200 куб саж. помещения». Условиями предусматривалась даже меблировка дома управляющего на сумму в одну тысячу рублей.

Подрядчик И. Ф. Чернышёв в июле 1886 года обязался: «Все работы произвести с моими материалами и моими рабочими, согласно чертежам и по указанию Производителя работ, тщательно и из хорошего материала». Указан был и срок окончания работ по дому – к 15-му октября 1886 года.

В конце апреля 1887 года местная газета сообщила: «Управление конно-железных дорог в г. Саратове доводит до всеобщего сведения, что с разрешения... Управы правильное движение вагонов для публики начнется с 1 мая по улице Московской от Старособорной площади [Музейная] до вокзала железной дороги и по Большой Сергиевской [Чернышевского] от Московской до Александровской [Горького]». 30.04.1887 года состоялось торжественное открытие конно-железной дороги.

К 13.09.1888 года на обширной территории были закончены все необходимые сооружения: 8 конюшен, вагонный сарай, кузница, мастерская, подковальня, конский лазарет, каретник, амбары, погреба водокачка, парники и теплицы и различные вспомогательные помещения. Среди сооружений парка был выстроен и двухэтажный деревянный дом для конторы и квартиры управляющего конкой.

Занимаемое до 1918 года управляющими – сначала конно-железной дороги, потом электрического трамвая – здание (как и всё предприятие саратовского трамвая), после октябрьского переворота 1917 года было национализировано и передано под заселение работникам трамвайного парка.

Здание внешне неплохо сохранилось. Выполненное в сруб, из круглых брёвен, обшитых тёсом, оно выделяется входным порталом, выступающим за объём здания вверх и напоминающим небольшой мезонин, в котором устроено помещение третьего этажа, причём фронтон этого портала выполнен с большим выносом вперёд крыши. Такая форма здания, в отличие от архаичного образа деревянной крестьянской избы или княжеского терема, была для того времени весьма прогрессивной и остроумной. Это здание представляет большую ценность для настоящего и будущих поколений и является объектом культурного наследия. Оно по саратовским, степным меркам богато украшено пропильной резьбой. Подобное украшении окон, с очень развитым ажурным верхом, представляют собою так называемое очелье.

Вячеслав Давыдов, историк и краевед

Оцените новость
0
Новости партнеров
2 (416)
от 24
января
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Получай газету первым!
Редакция «Газеты недели в Саратове» предлагает вам совершенно новый для нашего региона вид подписки: в виде файла в формате PDF, который можно прочитать на любом компьютере, планшете или смартфоне.
Взрыв на Московском шоссе, 11, обнажил проблему бытовой безопасности
Взрыв бытового газа, приведший к смерти саратовца Дениса Романова и оставивший многих людей погорельцами, лишив их крова и имущества, мог бы стать одним из рядовых бытовых происшествий, если бы не громкий резонанс, прокатившийся по всей России.
Немного нервно
Поговорим коротко об итогах прошедшей недели. Но перед этим сделаем отступление. Оно может получиться несколько мистическим, это отступление, ибо речь пойдет о карме, о карме не какого-то одного человека, но целого региона.
1
Большой городской каток
Гололед сковал все саратовские улицы, за исключением пешеходной Волжской.
Кто крайний за тепло?
Жителей Саратовской области обязывают платить за несуществующие коммунальные услуги.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Нужно ли возвращать шары на улицу Волжскую?
Проголосовало: 232
2
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Победительница проекта «Большая опера» Ксения Нестеренко о хейтерах в интернете
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ