ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 44 (320) от 16.12.2014
общество
Гастарбайтер везде чужой
В «Доме кино» состоялась премьера моноспектакля «Босиком, нагишом, сердце в руках»
Комментарии:0
Просмотры: 411

Это современная немецкая постановка, сделанная совместно региональным центром культуры «Надежда», Институтом Гете и Музеем Модерна на театральной студии при Университете Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия). А конкретно – творческая лаборатория Катрин Кацубко и Юрия Дица. Моноспектакль уже побывал в Екатеринбурге, Перми, Самаре. А также на Украине, в Австрии, а также многих городах Германии и США.

Состав

Автор пьесы «Босиком, нагишом, сердце в руках» – Али Джалали. Он родился в Иране, окончил столичный тегеранский университет. Параллельно занимался в театральной школе «Анахита». Изучал актерское мастерство и режиссуру. С 1983 года он живет и работает в Германии. Поводом к написанию пьесы стал пожар. А точнее, поджог немецкими скинхедами одного дома в небольшом городке Золинген, где жила турецкая семья. Это событие оказало на автора серьезное воздействие.

Режиссёр спектакля – Катрин Кацубко. Родилась в Ганновере. С 1993 года руководит театральной студией при факультете театральных наук в Мюнхене. Катрин ставит пьесы по самым разным сценариям. Помимо преподавательской деятельности, Кацубко работала режиссером в разных театрах Европы. Например, сотрудничала с Национальным академическим театром русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. После постановки «Эмигрантов» Славомира Мрожека в Мюнхене 2009 году, Катрин продолжила тему изнанки мультикультурализма и глобализации. Как раз примерно об этом – пьеса «Босиком, нагишом, сердце в руках».

Теперь об актере. Юрий Диц родился в Казахстане. Вырос в России. Сейчас живет в Германии, работает – как свободный актер – в Германии и Австрии. В общем, образцовая эмигрантское детство и подходящая гастарбайтерская биография. На его счету многочисленные гастроли, участие в различных театральных фестивалях Германии и за её пределами.

Пожар мультикультурализма

«Спектакль был создан в рамках деятельности, так называемой учебной сцены одного из старейших университетов Германии Людвига Максимилиана в Мюнхене, – рассказал руководитель культурных проектов Гете-Института Василий Кузнецов. – В последние годы эта сцена представляет собой уникальное образование. На ней могут попробовать свои силы студенты, которые не изучают ни актерское мастерство, ни режиссерское искусство, но они имеют отношение к театру, – это театроведы, будущие театральные критики. Есть еще одно направление работы этой сцены, когда профессиональные актеры встречаются со студентами и организуют совместные проекты. Спектакль, который мы с вами сегодня увидим, как раз результат этой учебной сцены».

Главный и единственный герой пьесы – турок Али. Он и его семья уже долгое время живут в Германии. Али работает дворником. Свое ремесло он знает лучше других. Главный герой хорошо представляет, какой мусор ждать сегодня от обитателей тихой улочки, где он работает. Местные жители к нему давно привыкли. Дальнейших сценариев карьерного роста герой не рассматривает. Ему спокойно здесь, в тихом, бюргерском городке. Али такой же добропорядочный гражданин, и, можно с гордостью сказать, достаточно перспективный немец. Только постоянно что-то судорожно протирает и говорит сам с собой.

У Али есть собственные преставления о том городе и стране, в которую ему пришлось переселиться. Герой добр и по-детски наивен. Он разговаривает с нами на корявом немецком, путая предлоги, времена и формы глаголов. Но от этого суть его монолога становится еще яснее.

О своих мечтах Али говорит с нескрываемой самоиронией. Он жалеет свою престарелую и одинокую соседку, ненавидит «Макдоналдс», потому что от него только горы мусора, и тихо презирает немцев за их нежное отношение к собакам. Изо дня в день Али приходится убирать все издержки этого нежного чувства.

А еще он боится праворадикальных немцев. Из монолога главного героя мы узнаем, что двадцать лет назад неонацисты подожги его дом. В огне погибла жена и один из его сыновей.

Монолог Али – это языческий заговор и таинство евхаристии одновременно. Он говорит, чтобы не забыться, не озлобиться, чтобы не сгореть в горе. Молит господа о справедливом суде и счастливой жизни. Бог помочь ничем не может, но сопереживает. Только ответить ему не в силах. За господа Али как бы отвечает уполномоченное толерантное немецкое общество: «Дружище, ты хорошо метешь улицы. Так мети и заткнись. Пойми, ты не наш. И никогда им не станешь. Знай свое место».

И как бы ты со своей идентичностью или ментальностью не боролся, всё не годится. Хоть тресни. Ты здесь не свой. Али не свой и у себя на родине, в Турции. Да, по ней он скучает, ей он чем-то обязан, не более.

Этот моноспектакль, несомненно, из разряда так называемого актуального искусства, которое поднимает проблемы сексуальных меньшинств, глобализации, мультикультурализма и так далее. Спектакль плотно вошел в эту колею современного проблемного искусства. Да, здесь театральная немецкая традиция – осовремененная, экспериментальная. Форма, возможно, экспериментальна – куклы, свет, построение диалога, – но содержание вполне традиционное, театральное, русское, вышедшее из пресловутой гоголевской «Шинели». Темы немного другие.

Ключевые слова: спектакль, Дом кино
Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 416
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ