ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 31 (307) от 09.09.2014
общество
Со временем в ногу, или Дорогу молодым!
Дефиле от театра оперы и балета к художникам и обратно
Комментарии:0
Просмотры: 846

Фото Вера Салманова

Природа не терпит пустоты. В Саратове проходят фестивали, посвященные разным видам искусства, но такого, который ставил бы перед собой цель объединить все направления современного творчества, до недавнего времени не было. В Год культуры в нашем городе впервые состоялся Поволжский фестиваль современного искусства.

Бутылочный сюрреализм

4 сентября, в четверг, голубая гостиная театра оперы и балета принимала открытый конкурс-дефиле театров моды «Шаг навстречу», в котором смогли поучаствовать детские и молодежные коллективы. Но прежде чем на сцене появились участники из разных уголков нашей родины, художественный руководитель фестиваля Николай Шиянов объявил сюрприз от театра оперы и балета – модную коллекцию «Любимые спектакли сезона – 2014».

После этого на сцену вышла Светлана Краснощекова, министр культуры Саратовской области, инициатор проведения фестиваля и председатель оргкомитета, которая заметила, что первый раз всегда сложно: «Мы решили пойти на эксперимент и провести в Год культуры 1-й Поволжский фестиваль искусства в Саратове – городе с твердо классическими устоями... В этом фестивале принимают участие и представители различных регионов нашей страны: Пенза, Нижний Новгород, Самара и, что особо ценно, Москва, которую, вы понимаете, сложно чем-то удивить». А удивлять было кого – председателем жюри в этом году стал знаменитый дизайнер, модельер и художник Андрей Бартенев.

Без долгих предисловий начинается конкурс – первым идет театр моды «Триумф» из Озинок, после чего на сцену (порой и не раз) выйдут модели из Саратова, Энгельса, Вольска, Шихан, Самары и Пензы. Было бы лукавством сказать, что фавориты не выделялись: чувствовалось, что кто-то не поскупился на расходы, а кто-то действовал по принципу «чем богаты, тем и рады»: все-таки разница в уровне между коллекциями временами была настолько заметной, что отражалось и на реакции публики – кого-то встречали сдержанно, а кого-то овациями.

Отдельных аплодисментов удостаивались самые юные модели, не просто выходившие на подиум, а еще и старавшиеся понравиться публике народным танцем – одного костюма мало! Что касается модной одежды, которую довелось увидеть, то диапазон был достаточно широк: от «патриотического» наряда с гербом и достопримечательностями Саратова до авангардных образцов, перенесших на подиум картины Малевича или, как саратовская модель Анна Зейдер, сюрреалистическую одежду, в которую очень органично и практически незаметно были вживлены донышки бутылок. В результате именно эта коллекция – «Сюрреализм» Артёма Ямпольцева – и удостоилась первого места. Второе заняла школа-студия «Художник-модельер» из Пензы, третье – «Триумф» из Озинок.

Не столица

Наиболее плотным по графику днем фестиваля должно было выдаться 5 сентября. Началось всё с пресс-конференции организаторов фестиваля и Андрея Бартенева на ГТРК. Художник признался, что даже толком не понимал, как оказался в Саратове: «Сам задаюсь этим вопросом. Николай (Шиянов. – Прим. авт.) открыл тайну, что в Москве есть мой почитатель, который меня рекомендовал. Николай как-то сразу вышел на директора, который, если его в чем-то убедят, схватит за горло и доставит в определенную точку. Я только в машине, когда уже приехал в Саратов, спросил, по какому поводу здесь нахожусь. Поверьте, у меня очень напряженный график, я веду несколько проектов».

На вопрос, выйдет ли когда-то эпатаж на улицы российских городов, Бартенев отвечает отрицательно: «Я всегда думал, что это случится. Но с начала 90-х этого не произошло и, думаю, не произойдет. Это – тенденция даже не внутри России, это – международная тенденция. Существуют определенные стандарты дресс-кода, и они господствуют». Неожиданно ответил эпатажный модельер и на вопросы, предназначавшиеся организаторам: к чему именно они стремились – к современному искусству или к contemporary art и почему для программы был сделан выбор в пользу достаточно консервативных жанров музыки вроде авторской песни и рока? «Это одно и то же, абсолютно одно и то же. Просто одно может включать в себя другое, либо другое может быть подразделением первого. Современное искусство – это про всё, в том числе и про рок с авторской песней. Они ведь тоже могут давать неожиданные сочетания, которые могут обогатить современного художника».

Директор фестиваля Ренат Мухамедьяров добавил, что «фестиваль не догма» и «номинации будут постоянно меняться. Сейчас представлены семь направлений. Следующий раз могут быть другие». «Массовые мероприятия на площади, перформансы – это тоже современное искусство. Видно, куда стремиться. Для этого нужна постоянная ежедневная работа и правильные кураторы, – добавил уже Шиянов. – Но я верю, что и у нас появится свой «Винзавод», свои места... Да уже есть, но еще не в том состоянии, чтобы можно было об этом говорить. Я считаю, что наш город все равно продолжает оставаться культурной столицей Поволжья». «Вы меня простите, – вклинился в разговор Бартенев. – Я много путешествую по России и бываю на фестивалях кино, ландшафтного дизайна, архитектуры. И все называют себя столицей. Ну, оставьте уже это! Лучше говорите «мы – неповторимый город Саратов», и этого достаточно. Поверьте, мало кто так говорит».

Без главного художника

Буквально через полчаса после окончания пресс-конференции на ГТРК в выставочном зале Саратовского художественного училища им. А. П. Боголюбова состоялось открытие конкурса-выставки художественной фотографии и изобразительного искусства «Саратоwww». Основу экспозиции составили конкурсные работы девяти авторов-живописцев (27 картин) и четырнадцати фотографов (81 фотография). В одном зале были представлены конкурсные работы, в другом – внеконкурсные.

Директор училища Павел Тимофеев выразил надежду, что на будущих мероприятиях подобного рода со стороны студентов будет наблюдаться большая активность и желание выступить в номинации «изобразительное искусство». Впрочем, несколько студентов от училища поучаствовало в конкурсе. Что же касается победителей, то здесь любопытная ситуация: если в номинации «художественная фотография» победили сразу два человека, Екатерина Иконникова и Артём Коренюк, то при отборе лучшей живописной работы победитель не был выявлен, наградили только участников, занявших второе и третье места. Еще нескольких участников отметил Бартенев лично.

Что касается выставки, то, к счастью, ощущения винегрета не возникает, хотя работы, безусловно, различаются как тематически, так и стилистически. Вот, мы видим зимний портрет «Лизы» с грустным плюшевым мишкой – ощущение старой фотографии на пленке и идеальной обложки для какой-нибудь чиллвейв-группы («чиллвейв» – жанр электронной музыки, появившийся в середине 2000-х годов, характеризуется интенсивным использованием наложения на мелодию звуковых эффектов и проч. – Прим. ред.) не покидает ни на секунду. А вот – дилогия Алексея Трубецкова «Нарцисс» и «Аполлон и Дафна», которая плавно, но зримо вбирает в себя зачатки комикса, который, казалось бы, в этой стилистике работать не может. И тем не менее, работает. В первом зале – 3D-работы, которые не оценишь без специальных очков. Разработчик технологии Эдуард Коробков неожиданно удивляет – оказывается, фотографии были сняты на мобильный телефон. И никаких дорогостоящих фотоаппаратов.

Клиповая измена

Вечером того же дня в концертном зале Саратовского академического театра оперы и балета после церемонии открытия фестиваля состоялся гала-концерт «Contemporary dance». Призерами-участниками стали ансамбль современного танца «Ракета» (Нижний Новгород), шоу-балет «Диамант» (Саратов) и самарский театра танца «Скрим». Они и поделили в несколько неравных пропорциях около двух часов «современного танца». У нижегородцев более всего запомнилась композиция (могу назвать неправильно) «Bozon», достаточно минималистичная, с акцентом на простом беге участников. Казалось бы, нет каких причудливых ходов, а тем не менее номер способен зацепить сразу, и вольно либо невольно снова в голове всплывает эстетика чиллвейва с его ностальгией по детским годам, Олимпиаде, первомаям и школьным соревнованиям.

Совсем иного эффекта достигает фрагмент «Измена» из спектакля «Стена» «Диаманта». Здесь эмоции бушуют с самого начала: от главной героини мы сразу узнаем об измене, которую и будем наблюдать в течение следующих пяти минут с постоянным накалом страстей, молодым человеком, разрывающимся между двух девушек. По сути это клиповый танец с блестящей раскадровкой и совершенно чудесным финалом: главная героиня, запутавшись (буквально и, скорее всего, переносно), упадет и в застывшей позе со вскинутой рукой и гримасой отчаянья на лице будет утащена за сцену.

Самым большим по продолжительности выступлением стал почти часовой спектакль «Скрима» «За светом в свет». В нем постепенно уходящие из жизни старики вспоминают свою давно ушедшую молодость, в которой будет всё – и любовь, и детская непосредственность, и суровая жизнь, и даже теплая авторская ирония, обращенная к старикам, частенько уже не понимающим, кто они и где находятся. Безусловно, интересный спектакль, к которому, впрочем, надо быть готовым: если вы впервые пришли посмотреть contemporary dance, то он может оказаться для вас сложным.

Таким выдались первые два дня фестиваля. На этой же неделе состоятся еще два мероприятия – 10 сентября в камерном зале филармонии пройдет конкурс авторской песни и поэзии, а 14 сентября на Театральной площади саратовские меломаны смогут услышать «Рок без границ». Безусловно, подводить итоги сейчас рано, и все-таки 1-й Поволжский фестиваль современного искусства однозначно ярко стартовал и имеет все шансы в скором времени встать на один уровень не только по значимости, но и по популярности с другими ведущими фестивалями, проводящимися в нашем городе. Потенциал у него велик. Будет ли он реализован – посмотрим через два года, когда пройдет второй фестиваль.

Фото
Ключевые слова: фестиваль, мода
Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 455
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ