ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 30 (306) от 02.09.2014
каталог
«Бесконечная Земля»
02.09.2014
Комментарии:0

Прежде чем рассказать о книге Терри Пратчетта и Стивен Бакстера «Бесконечная Земля» (М., «Эксмо», 2014), позволим себе одно небольшое отступление. Американский ученый Хью Эверетт III еще в далеком 1957 году опубликовал тезисы диссертации под названием «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». На ее основе позднее сформулировали теорию Мультиверсума, из которой, в частности, можно сделать вывод: возможно, что наша Земля – лишь одна из миллиардов параллельных Земель, причем каждое мгновение число этих миров увеличивается. Столпы квантовой физики, включая Нильса Бора, отнеслись с гипотезе коллеги довольно скептически, зато писатели-фантасты сразу восприняли ее на ура. Хотя Терри Пратчетт ныне прославлен благодаря своему циклу «Плоский мир» в жанре иронического fantasy, начинал он как «твердый» научный фантаст. А Стивен Бакстер всегда был убежденным приверженцем НФ и, например, книгу «A Time Odyssey» написал в соавторстве с Артуром Кларком.

«Бесконечная Земля», опубликованная на языке оригинала в 2012 году, стала первым романом будущего цикла, созданного в соответствии с эвереттовской гипотезой. По сюжету в один прекрасный день человечество получило простейшее устройство для перехода с одной «параллельной» Земли на другую. И поскольку большинство вариантов нашей планеты не были населены людьми, жители Земли-1 смогли начинать новую жизнь на пустующих землях в иных измерениях. Главный герой профессиональный странник Джошуа Валиенте обладает природным даром – он может путешествовать из одного параллельного мира в другой без помощи каких-либо устройств. Его опытом решает воспользоваться искусственное существо Лобсанг, эдакий киборг с человеческой душой, который предлагает Джошуа путешествие на дирижабле «Марк Твен»: передвигаясь в пространстве на Землей, они одновременно совершают один переход за другим, поэтому Земля под ними непрерывно меняется – и геологически, и биологически, и климатически. Причем с каждым новым перемещением обнаруживается все больше загадок и множество вопросов, часть ответов на которые наши герои могут получить во втором томе цикла. Остается ждать, когда его переведут на русский язык.