ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 29 (305) от 26.08.2014
интервью
Михаил Фаустов: Вся эта история – про любовь
Комментарии:0
Просмотры: 863

В июле Саратов впервые принимал всероссийский конкурс чтецов (организаторы, впрочем, предпочитают говорить «читчики») «Открой рот». Прошедшие отборочные этапы 12 финалистов поочередно читают по минуте прозаические отрывки из русской и зарубежной литературы, затем стихотворение. Выбираемый жюри победитель будет представлять наш город 19 октября в Архангельске, где поборется с другими победителями европейской части России. Если повезет, дойдет до общероссийского финала в Москве, который состоится ориентировочно в конце ноября.

На финальный отбор в Саратов в качестве ведущего приехал создатель конкурса Михаил Фаустов, благодаря которому в Новосибирске появился знаменитый книжный магазин «Собачье сердце». С этого мы и начали наш разговор.

– Михаил, насколько мне известно, появление «Открой Рота» (именно так, согласно правилам конкурса, необходимо склонять название. – Прим. авт.) как-то связано с «Собачьим сердцем»?

– Напрямую: «Открой Рот» возник через неделю-две после открытия «Собачьего сердца». К этому времени мы поняли, что книжки продаются только тогда, когда происходят какие-то ивенты (от англ. event – «событие». – Прим. ред.), так или иначе связанные с литературой. Ну вот я и придумал провести чемпионат по чтению. Придумал и уехал из города по своим делам. А пока меня не было, Наталья Лопатина, директор магазина, всё провела. Я же сидел в Кирове, смотрел видеотрансляцию и сильно смеялся – было весело. Тогда и пошло много мемов, связанных с конкурсом: «Открой Рот» – это одно слово, а не два, или неофициальный девиз, гласящий, что «ОР» – это стопроцентная подстава (там был член жюри, который заявился на чемпионат с мегафоном и после второй бутылки начал кричать в мегафон, что здесь пришли взрослые люди на серьезное мероприятие, а их всех подставили). Вообще очень много народа в этом деле изначально поучаствовало добрым словом или делом.

Через какое-то время выяснилось уже, что не «Собачье сердце» помогает «Открой Роту», а наоборот. Бюджет «ОР» в десятки, а может, даже в сто раз превышает бюджет «Собачьего сердца».

– В регламенте первым пунктом красным шрифтом...

– Нулевым.

– ...нулевым пунктом написано, что надо говорить «читчик», а «Открой Рот» склонять...

– ...как одно слово. Почему? Потому что у каждого проекта должны быть свои особенности, которые отличают его от чего-то другого. Это внутреннее правило, от которого мы стараемся не отступать.

– «ОР» вам тоже было принципиально сделать немного неправильным, маргинальным конкурсом?

– Я не знаю, в чем здесь маргинальность. Здесь, скорее, некая внутренняя свобода и расслабленность, которая позволяет делать всё хорошо и интересно для людей. Расслабленность эта на самом деле кажущаяся, потому на больших мероприятиях типа финала в Москве всё настолько отработано, что кажется, будто происходит само собой. Это как в ресторане, где официант приходит не слишком часто и не слишком редко. Мы стараемся делать наш формат максимально расслабленным, внешне, может быть, даже слегка разгильдяйским. Кстати, вести «Открой Рот» я начал потому, что на первом этапе у нас не было вообще никаких денег, и приходилось экономить на всем. А ведь я ужасно косноязычный, не умеющий общаться с публикой человек. Но ничего, потом даже начали приглашать из других городов, мол, мы и сами можем кого-нибудь позвать, но лучше ты проведи.

Я не вижу в нашем конкурсе маргинальности. Маргинальным это было бы, если бы мы начали резать вены на сцене или стрелять в зал из ружья говном. А это уже никто не делает. У нас всё чинно и благородно: люди читают классическую, околоклассическую или неклассическую литературу... Хотя после 1 июля приходится сильно фильтровать тексты – на отсутствие мата пока никто особо не жалуется. Мы же решили: давайте пока не будем этот дебильный закон нарушать.

– Часто бывает так, что от чтения хочется схватить за голову? Какие наиболее распространенные ошибки допускают участники?

– Хвататься за голову вообще никогда не тянет, потому что люди, которые в этом участвуют, делают это от души, даже если делают плохо. У нас полнейший демократизм в плане набора участников. Понятно, что бывают и очень хорошо подготовленные профессионалы, даже заслуженные артисты, и непонятно откуда взявшиеся любители. Но в любом случае кто-то будет делать лучше, а кто-то хуже. У кого-то может внезапно оказаться природный талант. Вся эта история – про любовь: у каждого есть минута, чтобы влюбиться в текст с первого взгляда и заставить других влюбиться в тебя. Конечно, здесь есть множество нюансов, но пытаться всё технологизировать – это как спрашивать у сороконожки, как она ходит. В общем, за голову я не хватаюсь. Кроме одного случая – когда человек творит чудо.

– Вы постоянно видите работу жюри. Часто думаете, что оценили бы иначе то или иное выступление?

– На этот счет есть эмпирическая формула, которая работает с высокой степенью вероятности: какими бы неадекватными судьи ни были, в 98 случаев из ста побеждает сильнейший. Крайне редко откровенно хорошего человека валят или плохого вытягивают. Значит, есть какое-то общее понимание, как это должно быть, и это не сильно зависит от того, кто в жюри сидит.

В Петербурге в этом году жюри состояло из трех человек – диктора местного телевидения, художника Копейкина и Андрея Кагадеева, рок-звезды, литератора и кинематографиста. Проходит первый тур, а во втором у них в силу важных причин меняется мироощущение – и они начинают судить крайне серьезно. Девушку, занявшую в первом туре второе место, валят на последнее. Когда всё закончилось, мы собрались, я спрашиваю: а что вы ее завалили, яркая же девушка? Так вот Николай Копейкин очень серьезно и квалифицированно заявил: «А мы заметили – она же читает всё одинаково, не понимая ни текста, ни смысла». И я ничего не смог возразить. Так что когда человек актерствует, ему всё равно, что читать, – опытный глаз художника сразу это заметит. В этом году я посмотрел много участников, только в одной Москве на 13–14 «Открой Ротах» присутствовал и могу сказать, что откровенно был не согласен с жюри, может быть, два-три раза.

– А бывает, что участник выигрывает не за счет техники и артистизма...

– А за счет того, что все его знают.

– Да, и за счет уникального тембра...

– Мы выводили статистику за три с лишним года существования проекта и составили классический портрет «откройротовского» победителя: это мужик слегка за тридцать, с низким голосом и харизматичной внешностью. Эта тема работает примерно в 70 случаях из ста. Но бывали и противоположные истории...А по «блату» не дойдешь до финала – ты же после своего города приезжаешь в чужой, там тебя никто не знает. Получается максимально объективно.

Любопытную историю расскажу: в Кирове на отборочный тур собралось безумно много людей. Чтобы никого не обламывать, мы решили после каждого круга выкидывать пару худших и на их место запускать запасных. Первый круг выигрывает местный знаменитый поэт. Второй – он же. Выигрывает и третий уже за явным преимуществом. В финал выходит с девушкой, занявшей второе место и пришедшей с улицы. И что в итоге? В финале побеждает именно эта девушка. Просто взяла и перечитала его. А ведь он крутой и как раз почти подходил по всем параметрам на победителя. В общем, когда всё закончилось, мы сели, пьем водку, и наш поэт так говорит (вкрадчиво): «Миша, а скажи, пожалуйста, если Аглая неожиданно заболеет?...» Я так смотрю на него: «Ты, что, собрался ее убить?» «Нет-нет-нет. Ну, вдруг она заболеет...» И тут я понял, что ей надо приставить охранника до октября, потому что Киров – город небольшой, а человеку очень хочется. (Смеётся).

– А ведь может быть и так, что подходят, говорят: «Михаил, он (она) так замечательно всегда читает, но в этот раз что-то не удалось».

– Секундочку, я не судья! Подходят, бывает: «Как же так?» Я говорю: «Вот идите, бейте морды!» У нас же свободный вид спорта, разрешен любой допинг.

– Как известно, сначала студент работает на зачетку, потом зачетка на студента. Опыт в «ОР» работает на участников?

– Двойки ставят.

– Не хотим вас снова видеть?

– Да! Да! Я не говорю про большинство городов, но эта тенденция совершенно четко наблюдается в Москве и Новосибирске, в Питере, короче, там, где этот конкурс идет давно. Хороших ребят запросто валят просто потому, что надоели, потому что постоянно побеждают. С другой стороны, есть прекрасная история новосибирского мальчика Миши Харитонова, который с самого первого дня во всем этом участвовал, занимал места в районе 7–9-го, а потом выиграл чемпионат. Он к этому шел и пришел, красивая история. Зато когда он пошел следующий раз, ему не повезло – от него ждут уже большего.

– Это мог быть всплеск.

– Да, мог. Я-то к этому несерьезно отношусь, а другие порой серьезно. Иногда забавно наблюдать за готовящимися. Нас как-то снимал ОТР в Красноярске, и я из того репортажа узнал, что один молодой человек две недели сидел-готовился, читал перед зеркалом. Он, правда, ничего не выиграл, но и шансов не было – там участвовал парень, который в итоге стал чемпионом. Когда он получил главный приз, я ему сказал: «Я тебя дисквалифицирую, будешь в жюри сидеть».

– Вы упомянули про заслуженных артистов. У выпускников театральных и филологических факультетов есть фора?

– Понятно, что человек, который зарабатывает ртом, имеет кажущуюся фору, но она очень умозрительная: выученная роль – это не то же самое, что прочесть с листа. Человек может убедить, но не схватить текст глазами. Есть масса случаев, когда артисты проигрывали, несколько лет назад в Новосибирске заслуженный артист Сорокин проиграл в финале безработному парню. Правда, потом выяснилось, что он бывший работник ТВ.

Фора есть, но она может сгореть на самой банальной мелочи. Впрочем, есть и масса обратных примеров.

– Неудачно попавшаяся книга может стать проблемой для хорошего читчика или она автоматически указывает, что он не так уж хорош?

– Конечно, может. Это элемент случая, спорт. Но у читчика есть возможность исправиться. Был прецедент, когда в финале 2013 года Макс Антипов в первом круге занял седьмое место, а в итоге выиграл с заметным отрывом. Он сначала очень расстроился – человек приехал из Красноярска в Новосибирск выигрывать, всю игру простоял в углу, нервничал, но потом выиграл, и ему стало радостно. Правда, радостно было недолго, потому что он получил приз – два телевизора. До поезда оставалось 40 минут. Я ему дал отвертку: «Вот тебе коробки, вот – два телевизора, 40 минут до поезда. Я пошел...» (Смеется.) И он открутил подставки, составил их в коробки и с двумя 42-дюймовыми телевизорами подмышкой помчался на поезд. Говорят, успел.

– Насчет призов...

– Никогда не раскрывается.

– У меня другой вопрос: бывало, что призы кому-нибудь передаривали, использовали в благотворительных целях?

– Случались несколько раз. Была трогательная история в Архангельске в прошлом году, когда девушка от одной норвежской благотворительной организации по ошибке вручила айпад не победителю, а человеку, занявшему второе место. Он не будь дурак взял и пошел. Но Архангельск – город маленький, эти двое парней – реальный победитель и тот, кто забрал приз – то ли друг друга знали, то ли познакомились... Короче говоря, они этот айпад отнесли в хоспис и подарили больному мальчику. Притом не афишировали это нигде, мне организаторы об этом сказали. В этом году в Перми был любопытный случай: выиграл парень, и когда его объявили победителем, он неожиданно отдал свое первое место, не просто приз, а даже место одной девушке, поскольку не мог никуда поехать. И он отдал приз и все книжки, которые выиграл.

– Кстати, каким образом отбираются для конкурса книги и конкретные отрывки оттуда?

– В этом году есть несколько концепций. Первая сложилась из понимания того, что городов в этот раз будет много. Поэтому решили, что отрывки в каждом городе будут начинаться на определенную букву, в зависимости от порядка этого города в списке участников. До Саратова доехала «у», что оказалось серьезной проблемой в выборе отрывков. Второе: у нас есть книжные партнеры, и мы стараемся брать либо книги определенных дружественных издательств, либо, как в Саратове, нам кто-то содействует, здесь – «Читай-город». Наконец, 2014 год – Год Лермонтова, поэтому в финале читаются лермонтовские стихи, причем довольно не затёртые. «Белеет парус одинокий» и «Прощай, немытая Россия» никому не достались.

Что касается конкретных отрывков, то если всё не так сложно, как с «у», ты просто открываешь, смотришь, за что глаз зацепился.

– А если нет вариантов?

– Всегда можно что-то придумать, либо воспользоваться правилом № 23: «Правила игры могут меняться по ходу игры».

– Разумеется, не могу не спросить напоследок: как вам Саратов и его участники, принявшие участие в конкурсе?

– Во-первых, мне на самом деле понравилось в Саратове. «Открой Рот» здесь прошел на удивление весело. И участники, и жюри в некоторых местах порадовали. То, что выиграла Белка (ник радиоведущей саратовского «Эха Москвы» Маргариты Логиновой. – Прим. ред.), наверное, закономерно, радийщикам легче читать незнакомый текст. Но соперники у нее в Архангельске будут крайне серьезные. В любом случае Рита очень хороша.

Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 455
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ