ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 20 (296) от 03.06.2014
общество
От себя не убежишь
Какой ныне киногерой?
Комментарии:0
Просмотры: 468

Минувшая неделя, по моим личным ощущениям, была не столь богатой на интересные культурные события и потому было решено пойти в кинотеатр посмотреть, что ныне идет в прокате. Так я оказался сразу на двух премьерах в Доме кино – на «Джо» и «Двойнике».

В поисках отца

Юг США, Техас, городок на реке Миссисипи. Здесь трудится разный народ из разных классов, часто это совершенно маргинальные типы, «белое отребье», как говорится. Здесь живет и Джо (Николас Кейдж) – человек с неоднозначной репутацией, когда-то сидевший в тюрьме, ныне руководитель группы рабочих (что примечательно, все – темнокожие), отравляющих лес: по закону нельзя уничтожать здоровые деревья и потому с помощью топоров с ядом они портят лес для заказчика. Однажды к этой компании прибивается мальчик пятнадцати лет (Тай Шеридан) – ему и его отцу (Гари Полтер) срочно нужна работа, они как раз в полной мере характеризуются этим оскорбительным понятием о белых деклассированных американцах – white trash. Однако если мальчик еще не успел испортиться, опуститься, регулярно попадать в полицию из-за хулиганств, то его родителям, напротив, уже ничто не поможет: жестокий отец беспробудно пьет, агрессивно ведет себя по отношению к любому человеку и вообще буквально готов убить за бутылку, мать терпит его побои и, кажется, искренне считает, что это не самый плохой вариант.

История Джо и мальчика, которому он со временем заменяет отца, стара как мир: кинематограф всегда интересовало то, как при живых родителях совершенно посторонние люди с куда большим успехом берут на себя их обязанности. Достаточно вспомнить тот же «Развод в большом городе», шедший в Доме кино в начале года. Впрочем, до этой картины «Джо» далеко.

Эта лента стала знаковой сразу для нескольких людей: во-первых, режиссер Дэвид Гордон Грин доказал, что все-таки способен снимать толковые социальные драмы без единого намека на комедийность. Примерно то же можно сказать и про Николаса Кейджа, наконец-то вновь сыгравшего серьезную роль в серьезной ленте. Учитывая, что актер делает это крайне редко, в основном разменивая свой талант на гонорары в третьесортных боевиках, этот фильм уже достоин того, чтобы не пройти мимо него. Наконец, Тай Шеридан, кажется, окончательно заставил поверить в него как в восходящую звезду. А вот Гари Полтер, дебютировавший в кино, ею уже не станет. И не потому что возраст не тот, просто актер умер вскоре после окончания съемок и даже не дождался премьеры. Умер, как жил и как играл, на улице. Гари не был профессиональным актером и в ленте, в общем-то, не играл, а жил.

Надо сказать банальную фразу: это кино не оставит вас равнодушным, в нем действительно всё сделано толково. Но и глубоких следов оно тоже не оставит – видели картины и посильнее, без такого количества штампов. Вспоминать о нем будут мало. Разве что как попытку реанимировать карьеру Кейджа. Скорее всего, безрезультатную.

В поисках себя

Достоевский, как, впрочем, и практически любой другой автор, в школе толком не изучается – «Преступление и наказание» прочитали и на том спасибо. Представить «Униженных и оскорбленных» в программе, не говоря уже про повесть «Двойник», невозможно. А ведь из последнего произведения во многом выросла та же «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона или «Соглядатай» Набокова, как бы последний ни относился к Достоевскому. Впрочем, речь сейчас не о Федоре Михайловиче, а о работе современного британского режиссера Ричарда Айоади, снятой по мотивам повести классика. А значит, мы должны воспринимать ее абстрагированно от оригинального произведения.

Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) – достаточно распространенный в нашей жизни тип вечного неудачника, которому не везет во всем: то чемодан застрянет в захлопнувшихся дверях электрички, то в кафе вечно не окажется того, что он закажет. Начальство, несмотря на семилетний стаж работы, его не помнит, девушка (Миа Васиковска), в которую он влюблен, в упор его не замечает. Однако Саймон привык к своей жизни и вполне довольствуется тем малым, что имеет. Но внезапно на работе появляется новый сотрудник – Джеймс Саймон, который, вот парадокс, похож на Саймона Джеймса как две капли воды. Но кроме них двоих этого никто не замечает. Как работник Джеймс полная противоположность Саймону – и по трудовой лестнице уверенно поднимается, и с девушками любит проявлять инициативу. Он готов помочь своему неудачному другу, но вскоре сказка кончается: двойник уводит Ханну, затем вытесняет Саймона с работы, из квартиры, из жизни... Саймон только со временем начинает понимать, как бороться с таким странным и страшным врагом.

Тема доппельгангера, то бишь мистического двойника, появляющегося в романтическом произведении и служащего антагонистом герою, изъезжена вдоль и поперек еще в литературе девятнадцатого века. Кинематограф тоже немало эксплуатировал эту тему, в том числе и в том ракурсе, когда двойник является плодом больной фантазии героя. Достаточно вспомнить «Бойцовский клуб» или «Машиниста». В этом же фильме с двумя ролями успешно справился один актер – Джесси Айзенберг, зарекомендовавший себя как талантливый артист еще по «Социальной сети».

Ну а теперь о самом главном: несмотря на привлекательную вывеску «по мотивам» «Двойник» вышел не больно-то по Достоевскому. Многие увидели в фильме Кафку, что достаточно справедливо: мир главного героя действительно отдает безумным абсурдом и сминает его, как бумажную фигурку. В тоже время возникает ощущение некой антиутопии, где есть, может, и не Большой брат, но такой же опасный полковник. Кинематографисты отмечают влияние «Процесса» Орсона Уэллса, «Бразилии» Терри Гиллиама, что справедливо и, к сожалению, указывает на самый, пожалуй, главный недостаток картины – ее постмодернистскую вторичность. Ричард Айоади, безусловно, талантливый и интересный режиссер, сделал всё возможное, чтобы достаточно вольно снятая экранизация Достоевского, ставшая одновременно и триллером, и трагикомедией, превратилась в набор постоянных отсылок к классике мировой культуры. Если бы не это, о фильме можно было бы говорить почти как о шедевре.

Ключевые слова: Джо, Двойник, кино
Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 511
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ