ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 19 (295) от 27.05.2014
интервью
Арс-Пегас: Не стесняюсь называть себя поэтом
Комментарии:0
Просмотры: 871

Май выдался богатым месяцем на молодых и уже достаточно известных по России поэтов, посетивших Саратов: 6 мая – Андрей Орловский, 8 мая – Иван Фефелов, а на минувшей неделе, 21 мая, в «Темной стороне» выступил Арсений Молчанов, более известный как Арс-Пегас.

Молодой человек в «гавайской» рубашке, напоминающий благодаря характерным очкам и улыбке кота Базилио, читал свои громкие и, на первый взгляд, незатейливые по форме и по содержанию стихи. Но так кажется только поначалу. На деле же часто за этими шутками да прибаутками прячется горькая ирония.

– Какие ощущения после чтений? Это действительно что-то воодушевляющее и важное или работа – отчитал, и слава богу?

– Ни в коем случае. Всегда хочется читать еще и еще. Выступления – это апгрейд жизни, это интересно и круто. Что касается конкретно этого выступления, то публика была неимоверно внимательной и чуткой, пусть и людей было не так много, как хотелось бы. Но главное не количество, а качество. Очень приятно, что на некоторые стихи реагировали острее. Приятно, когда что-то выделяют больше. Значит, достучался, понравился. Совершенно не жалею, что Саратов пополнил копилку моего тура-2014. Буду рад сюда вернуться.

– Ты родился в литературной семье. Моя учительница литературы и русского языка вспоминала, как к ним в гости заходил Зощенко. А кто был гостем вашей квартиры?

– Сегодня юбилей у Бориса Васильева – ему исполнилось бы 90 лет. Мой папа был у него литературным агентом, я неоднократно бывал в гостях в подмосковной резиденции писателя. Один раз папа водил меня в гости к Киру Булычеву. Я рос на его произведениях, хорошей качественной детской литературе. Помню, как родители приносили мне книжки, я запоем их читал. Однажды они принесли одну книжку, я спрашиваю: «А вторая?» Был в гостях у Бориса Стругацкого – папа был и его агентом, и учеником. Через отца познакомился и с Дмитрием Быковым, посещал его поэтические вечера, общался. Он мне дал в свое время наставление и хорошо отозвался о моих первых опытах. Уверен, не из-за знакомства с отцом. Дмитрий Львович вообще редко кого хвалит, и если уж это делает, то, значит, так и думает.

– А кто из писателей повлиял на твое мироощущение? Не только из тех, с кем довелось познакомиться лично.

– Конечно, Стругацкие, Булгаков, Воннегут, Стивен Кинг, Довлатов... Всех сразу и не перечислить.

– А из поэтов?

– Бродский, Маяковский, Блок, Есенин... Вообще я обожаю русскую поэзию за то, что она богата на самые разнообразные течения и авторов. Введенский, Белый, Тарковский, Яков Хелемский, Леонид Губанов, Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Ахматова, Цветаева, Друнина, Ахмадуллина, Римма Казакова, Борис Рыжий. Пушкин, конечно, и Лермонтов, Некрасов, которого я не очень люблю, но у него есть прекрасные вещи. Современные авторы, такие как Всеволод Емелин и Андрей Родионов... Я очень долго могу перечислять.

– Тем не менее, ты поступил не в Лит­институт...

– Да, у меня была возможность туда поступать – меня звали, ждали. Я туда ходил на семинар. Видел там и легендарного советского сатирика Романа Сефа, который вдрызг раскритиковал мой псевдоним, сказал, что я его должен срочно менять, потому что надо мной будут смеяться. Тем самым он утвердил меня в том, что это – мой псевдоним, за что ему большое спасибо. А так в целом Литинститут не произвел на меня впечатление. Да и, насколько знаю, люди, которые там учатся, считают, что мое творчество – это попса, не поэзия, конъюнктура. Ради бога, пусть считают, что хотят. Я ж не рубль, чтобы нравиться всем, делаю, что делаю, у меня есть свой круг, своя литературная тусовка, о которой я мечтал, и мечту свою воплотил. В ноябре 2014 года исполнится 5 лет «Литературным понедельникам» Арса-Пегаса. Скажу не без тени гордости: это самый долгоиграющий из современных молодежных проектов-салонов в Москве. Секретов раскрывать не буду, но на 131-м «ЛитПоне», посвящённом 5-летию проекта, будут очень мощные хедлайнеры на мощной площадке. Всё будет круто и с размахом. Прошлогодний «ЛитПон» № 100 собрал под 500 человек. Мы разбиваем мифы и кривотолки о том, что молодежи не интересна поэзия.

– Ты сказал, что в Литинституте тебя не любят, а ты их любишь?

– Да я вообще всех люблю. У меня много друзей-филологов, из того же МГУП (Московский государственный университет печати. – Прим. ред.). Но к филологам у меня немного ироничное отношение: многие ли из них идут работать в школу? Кто искренне идет туда, тем низкий поклон. Это очень тяжелый труд, низкооплачиваемый, нужно любить детей. Я не люблю тех, кто ворчит, что их достали ученики. Это вообще типично русская черта – устроиться на работу и говорить, как ты ее не любишь.

Возвращаясь к вопросу. Мои стихи часто критиковали филологи: то не так, это не так. Часто эта критика была состоятельна и правильна. Но в первую очередь я пишу для публики, а не для критика. Хотя если его мнение будет развернутым и подкрепленным фактами, то я уважительно отнесусь. Могу даже сделать репост на такой отзыв в свое официальное сообщество. Я, как и все, чего греха таить, люблю купаться в овациях и комплиментах, но если вижу здоровую критику, то сделаю максимальный доступ к ней другим: грязевые ванны тоже полезны.

– Ты сказал, что уважаешь тех людей, которые идут работать в школу. Не знаю, насколько часто тебе говорят об этом, но, на мой взгляд, многие из твоих сочинений с чистой совестью можно назвать хорошими детскими стихами, которые можно прочитать своему ребенку.

– Это очень приятно слышать. Я неоднократно приходил в московские школы и давал уроки поэзии. Не напрашиваюсь, сами зовут. Я всегда начинаю с Нобелевской лекции Бродского, потом читаю стихи любимых поэтов – Быкова, Бродского, Маяковского, Пушкина, Блока. Потом себя, хотя это и наглость, конечно, после такого списочка-то. Выступал и в институтах. Даже больше, чем в школах.

– Ты упомянул Бродского, который сейчас обрел какую-то сумасшедшую популярность в Интернете. Особенно стихотворение «Не выходи из комнаты». Непонятно даже, чего от него больше – пользы или вреда?

– Да. Ты же знаешь, что у меня есть стихотворение «Не выходи из офиса. На 70-е И. А. Бродского»? У Быкова на эту тему есть большая статья. Он говорил, что Бродский убил современную русскую поэзию, что его творчество – разностороннее, но упадническое и тупиковое. Современный автор, который перенимает стиль Бродского, обречен на полный провал. С этим никуда не придешь. Да и никому не интересно слушать всё это. Но ведь и Иосиф Александрович писал: «Гражданин второсортной эпохи, гордо признаю я товаром второго сорта свои лучшие мысли...» Он, несмотря на всю свою разносторонность, понимал эту тупиковость.

Теперь идет спад этой моды, пришедшейся на вторую половину 2000-х – начало 2010-х. Сейчас, думаю, это будет сходить на нет. К сожалению, многие интересные ребята начали работать в этой парадигме и сами себя похоронили. На самом деле я и сам немного этим грешил. Но, кажется, все-таки нашел свой стиль, хотя поиски продолжаются и по сей день.

– Одного твоего авторитета мы вспомнили – Дмитрий Быков. А есть еще Егор Летов и Лёха Никонов. Чем именно они привлекли?

– Лёха Никонов, кстати, второй могильщик современной поэзии, очень сильный и актуальный, хоть и немного однобокий. Но ему удалось уловить пульс современной поэзии. Многие тянутся к нему и начинают писать в подобной парадигме. Некоторые, будучи даже не знакомы с его творчеством, начинали писать в схожем ключе. У меня такая же ситуация: ранние стихи были похожи на него, хотя я понятия не имел об этом человеке. Мне кажется, в подобном духе сейчас пишут даже больше, чем «под Бродского».

Ну а Егор Летов – это отдельная песня. (Смеется.) Он тоже мой духовный учитель и один из трех столпов русского рока для меня наряду с Борисом Гребенщиковым и Юрием Шевчуком. С Юрием Юлиановичем имел честь познакомиться и участвовать в одном спектакле – «Таганский фронт», за что безумно благодарен судьбе. Мы вместе приложили свои творческие силы, чтобы он появился.

– Как он появился?

– Благодаря режиссеру Владу Маленко, который написал 95 процентов спектакля, в том числе и стихи, привлек к работе труппу Театра на Таганке, Сергея Летова – старшего брата Егора и всемирно известного саксофониста. Юрий Юлианович написал саундтрек и заглавную песню, я – интермедию в начале спектакля, песню «Суп с керосином» для хора и еще одно стихотворение для персонажа Домового. «Таганский фронт» действительно стал фронтом, который вобрал в себя поэтов, художников, музыкантов и актеров. Я счастлив, что имею к нему непосредственное отношение. 29 июня состоится закрытие юбилейного, пятидесятого, театрального сезона, и по традиции завершится он сильнейшей, на взгляд руководства, постановкой. Руководство решило, что это будет «Таганский фронт». Не буду пока раскрывать секреты, но с осени спектакль продолжится, и даже будут гастроли.

– Вернемся к «Литературным понедельникам». Ты не пропускаешь ни одного мероприятия?

– Только один раз – 4 февраля 2013 года. Я тогда выступал в Берлине в Российском доме науки и культуры. Тогда «ЛитПон» провел Алексей Шмелёв – мой соратник по культурному арт-проекту «Мужской голос». Я всецело мог доверить ему это ответственное дело.

Когда я начинал всё это в ноябре 2009-го, то не мог представить, что у проекта будет настолько долгая история, хотя это чертовски приятно. Теперь я понимаю, что покуда у меня будут ресурсы и желание, я буду двигать его дальше. Мне хочется, чтобы это длилось десятилетиями, пускай это и звучит сейчас громко. Мне говорят, что надо менять формат, ведь проводить мероприятие еженедельно – это сложно. Я говорю: «Ни в коем случае! «ЛитПон» – это «ЛитПон», каждый понедельник». Если я изменю формат, то изменю сам себе, да и формат потеряет своё очарование.

– Но ведь ты не можешь уехать надолго.

– В крайнем случае меня подменят коллеги. Но я же гастролирую. Кроме того, у нас есть каникулы: лето и вторая половина декабря с январем – по понятным причинам.

– Ты сам лично модерируешь состав участников. Часто бывает так, что выступает человек, чья поэзия или личные качества тебе не близки или неприятны?

– Бывает, конечно. Я достаточно толерантен и либерален. Для многих эти слова сейчас ругательные, но не для меня. Я готов давать площадку, если человек действительно талантлив, и не буду оглядываться на свои предрассудки. В этом сила любого организатора и человека.

– Многие современные авторы стараются отмежеваться от слова «поэт»...

– Бродский говорил, что сказать про себя, что ты поэт, – это все равно что сказать, что ты хороший человек. (Смеется.)

– Одно дело не причислять себя к поэтам из-за скромности, другое дело – активно открещиваться от них, когда сам пишешь стихи.

– Мне такая позиция не близка. Лично я не стесняюсь называть себя поэтом и готов отвечать за каждую написанную строчку. Как Гейне сказал: «Однажды мир треснул пополам, и трещина прошла сквозь сердце поэта». Поэт всегда, может быть, видит чуть больше, чем обычный человек. Хотя это не значит, что он должен возноситься.

– Тебя не раздражает постоянное «я» в поэзии? Кстати, мне поначалу показалось, что и у тебя этого хватает, а вот сегодня на вечере переубедился.

– Раздражает. Но я самоироничный поэт. Кто-то говорил, что подавляющее большинство стихотворений начинается с этого слова. Да и не только стихотворений, но и романов с рассказами, так что это относительно нормально. А вот то, что твое мнение почти изменилось на противоположное, – это чертовски приятно. Приятно быть разным. Мои выступления, к слову, никогда не повторяются по трек-листу. Всегда что-то меняется.

– Эгоизм всегда нежелателен в стихах или все-таки допустим для кого-то?

– Эгоизм – это очень-очень плохо. Счастье – эгоцентризм. В основном творческим людям присуще именно это. Я вот эгоцентрист и в творчестве, и в жизни. Но эгоцентрик думает, в отличие от эгоиста, и о других. Следуя на поводу у публики, ты рискуешь перестать быть собой, делая всё для себя, – ты перестанешь быть нужным. Баланс необходим.

– Сейчас все говорят об Украине. Я тоже задам вопрос, но попытаюсь связать его с поэзией. Революции всегда влияют не только на общественно-политическую ситуацию в стране, но и на культурную, дает ей некий толчок. Может ли сейчас что-то измениться на Украине в плане культуры, в том числе и в поэзии?

– Вполне возможно. Но непонятно, что к чему приведет. И конечно, великие потрясения для страны не могут не отражаться на творческих людях, искре их талантов. И из-за таких событий она разгорится еще ярче. Мне трудно сейчас развернуто говорить. Всё это грустно.

– Хорошо, если мы не можем предугадать будущее Украины, то каковы твои личные творческие планы?

– После Саратова я направлюсь в Москву, Воскресенск, Санкт-Петербург, Воронеж, Пензу, Вологду. Кутерьма выступлений в самых разных городах. На осень, надеюсь, будет намечена премьера моей пьесы. Я пока не буду раскрывать, о чём она. Представлю себя как драматурга сначала для столичного зрителя, а потом и не для столичного. Осенью или зимой будет презентация моей новой поэтической программы. В общем, планов громадьё, движемся вперед!

Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 455
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ