ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 17 (293) от 13.05.2014
общество
Василий Уриевский: Я делаю песни для ребенка внутри нас
Комментарии:0
Просмотры: 977

Апрель стал для Василия Уриевского, возможно, самым успешным месяцем за всю его певческую карьеру: вышел альбом с забавным названием «Тыщ-ты-тыщ» (ТТТ). Альбом, который в первый день подвинул сразу всех именитых певцов по количеству скачиваний с ITunes – случай для саратовской музыки уникальный. Мы решили воспользоваться этой возможностью и пообщались с Василием о музыке и других его увлечениях.

– Василий, прежде всего, поздравляю вас с выходом нового альбома. Давайте сразу внесем ясность: какой он по счету? У вас записано много пластинок, но для российского слушателя ТТТ, полагаю, станет дебютом.

– Для российского слушателя это будет первый альбом, а для друзей – семнадцатый. По правде говоря, первые альбомов четырнадцать не считаются: они лежат у меня дома в очень плохом качестве в единственном экземпляре. Так уж пошло, что я начал записывать песни, как только мне подарили гитару. Я еще не умел играть, но пытался что-то наигрывать на кассету. А следом – второй альбом. Постепенно я рос. Никакого отбора не было: сочинил – записал, сочинил – записал. Если бы я в таком духе продолжал, то сейчас пластинок было бы штук двадцать. Но я встретился с людьми, которые сказали: «Василий, давайте работать серьезно».

– В основном вас знают как юмористического певца, при этом у вас есть и лирические, абсолютно лишенные даже тени юмора песни. Но играются они редко. Возникает вопрос: будут ли они звучать в формате нового Уриевского?

– Да, у меня действительно разные песни. Сегодня могу записать лирическую бардовскую про снег, а завтра будет хип-хоп с матюками. Мне и то, и другое будет нравиться. Мы решили, что будем делать разные по направленности альбомы. Кстати, уже отбираем материал для следующей пластинки. Она будет условно бардовской, на ней будут и песни, скажем, только под гитару или под гитару и аккордеон. В дальнейшем есть планы сделать что-то с хип-хоповыми наработками – штук пять песен уже сейчас можно набрать.

Что касается лирики: ее тоже, конечно, хочется куда-то запихнуть. Отдельного лирического альбома, скорее всего, не будет. Была мысль что-то подобное воткнуть в ТТТ, но по срокам не успевали это сделать. Лирика может оказаться в бардовском или каком-нибудь другом альбоме. Но в любом случае не будем ею открывать релиз – все-таки это не мой конек.

– Помнится, вы говорили, что даже зрители как-то хуже реагируют на эти песни. Это действительно так?

– Может, это моя проблема? Не помню, где, вроде бы у Гришковца, читал про «Квартет И»: мол, ребята подсели на реакцию зрителя, как на наркотик. Если ее нет, то они начинают паниковать и думать, что что-то идет не так. Видимо, у меня такая же проблема. Я ведь тоже веселые песни начал петь не специально: у меня их было не больше, чем грустных. Просто так вышло: начали звать на тусовки, посиделки, фестивальчики, и все пели там что-то тоскливое. Я думал: «Надо развеселить народ. Ладно, свои грустные песни спою потом, а сейчас что-нибудь веселенькое вытащу». Так и пошло из раза в раз, откладывал и откладывал лирику. А потом привык, что людям смешно, у меня диалог с залом выстраивается. А когда грустное звучит – что-то никто не смеется. Я головой понимаю, что реакция-то нормальная. А думается всё равно: значит, что-то плохо идет, лажа какая-то. Но я всё равно изредка вставляю в программу и грустные песни.

– Успех альбома был ожидаем или нет? Все-таки за последний год много что поменялось... Это, наверное, самый частый вопрос от журналистов?

– Не-а. Самый частый: что такое фрик-бард (так часто позиционируют Уриевского. – Прим. авт.). А насчет ожидаемости... Надежды были, а полной уверенности, конечно же, нет. Кулачки держали. Вообще, когда мы только сняли клип на «Песню ни о чем», у меня было ощущение, что мы сделали полную хрень. Когда мне прислали предварительный вариант монтажа, то было не смешно. Смотрю: здесь нормально, здесь неплохо, и вообще, куда пропал самый классный кадр? А потом мне говорят люди: классный-классный клип! Ну ладно, пусть будет классный. Честно говоря, я уже не могу его смотреть.

– Съемки проходили на следующий день после эфира на «Дожде» с Козыревым. Коли речь зашла о разочарованиях: не было ли его и тогда? Вы как раз приехали в разгар всей этой заварухи с опросом, из-за которого у телеканала уже начались проблемы.

– Да нет, наоборот, было приятно, что в такую минуту они могут говорить о вещах, не связанных с их проблемами, приятно, что нас позвали. Мы тоже хотели их поддержать, спеть пару песен в тему, но не получилось.

– Вам же тогда не удалось привезти полный состав группы «Комиксы»? [Группа, в которой поет Василий. Ныне носит название «Гардина».]

– Да, мы же вообще думали, что едем на радио. Нам позвонили и сказали, что приглашают на «Дождь». А мы подумали про «Серебряный дождь» и потому поехали с Мишей Гардиным вдвоем – на радио же не развернешься! И только в день пути мы поняли, что едем на ТВ. Надо было, конечно, ехать полным составом. Козырев сказал: «Выпустите альбом и приезжайте в следующий раз все вместе».

– Тур будет скоро?

– Планируем на осень. Лето все-таки не сезон клубных концертов. Зато будет много фестивалей. Меня на три зовут, не считая Грушинского – это само собой разумеющееся. Кроме того, 28 июля мы едем всем составом на open-air, посвященный Дню молодежи. Это будет в Подмосковье, организует MTV.

– Коли речь зашла о Грушинском фестивале... В прошлом году ваше выступление на гала-концерте «Платформы», вышедшей из «Груши», вызвало очень большую полемику в Интернете. И подтекст сообщений был даже не в том, хорошее или плохое у вас выступление...

– Речь зашла о проблеме авторской песни вообще, что стиль вымирает... Эти разговоры идут много лет, просто я стал очередными камнем преткновения, толчком к новой волне этих разговоров.

– Какие ощущения были после всей этой истории?

– На самом деле приятные. Практически в разгар всего этого мне позвонили из одного из самых главных бардовских клубов Москвы – «Гнезда глухаря» – и пригласили на концерт. «О, выхлоп полезный!» – подумал я.

Среди тех, кто высказывался на эту тему, на самом деле было достаточно мало людей, которые сказали, что выступление было плохим. Зато многие защищали. Мне в любом случае понравилось всё: пиар же, хорошо. Я согласен, конечно, что эта песня («Песня ни о чем») не очень подходила для фестиваля: не совсем формат, не совсем бардовская. У меня есть и более уместные песни. Я же сделал это специально ради какого-то вызова: а нате! Кроме того, еще с момента написания в далеком 2011 году я решил, что эта песня станет хитом и потому на всех концертах ее надо петь. Если меня просят спеть одну песню, то я пою ее. То, что она была не в формате, – это и задело. С другой стороны, авторская песня неизменно мутирует в хорошем смысле: меняются времена, меняются и песни. «Милая моя, солнышко лесное» – хорошая песня, но не современная, как ни крути. Но как сказал Леша Вдовин: «Дай бог еще каждому написать такую песню».

В этом году самому интересно, выпустят ли меня на Гору. Но сейчас вообще непонятно, что будет со всем этим, кто будет стоять у руля, если объединят фестивали с обеих полян. Кстати, мое выступление для меня было неожиданностью – мне сообщили об этом за два часа до концерта. Когда мне сказали, что на Горе играю, то я удивился: «Ага, а кто меня туда допустит?» «Да нет же, в расписании стоишь». И тут у меня началась паника, и я решил спеть «Песню ни о чем».

– Сейчас вы зарабатываете на жизнь исключительно музыкой?

– Да. Я уволился из театра в 2007 году, потом года до 2012 трудился с Дмитрием Черных на «Институт хорошего настроения». Хороший заработок был – корпоративы и так далее. Я особенно хорошо это почувствовал, когда решил, что буду петь. Ушел и понял, что деньги-то были неплохие. Теперь остались только песни, как-то перебиваюсь. Огромных гонораров нет, работа сезонная: после Нового года тоскливо, летом – хорошо.

– Вы продолжаете заниматься пантомимой?

– Сейчас у меня стало гораздо меньше заказов. Во-первых, потому что часто отказывался: то в Москве концерт играю, то где-то в другом месте. Разумеется, стали меньше звонить.

– Многие узнали про вас после того, как вы спели «Песню ни о чем» на концерте Uma2rman. Разговоры о стилистическом сходстве вас с ними наверняка пошли еще тогда. Как вы реагируете на эти высказывания? Сами Кристовские не шутят, мол, фан-базу уводишь?

– Да, было бы странно, если бы я увел их поклонников: Uma2rman давно и надолго заняла свое место. А к сравнениям я отношусь нормально, потому что от них никуда не денешься. Я и сам постоянно сравниваю.

Наверное, некоторое стилистическое сходство между нами есть. Я никогда не стремился сделать что-то похожее на Uma2rman, но они всегда мне нравились. Песня «Ушла в оранжевом плаще» для меня вообще является образцом того, как можно петь о несчастной любви весело. Чему-то я у них научился. Но я знаю и те моменты, в которых превосхожу их. (Смеётся.) Кстати, 27 июня мы играем в московском клубе «Бородач». Специальным гостем будет Владимир Кристовский. Мы решили, что подыграем ему его песню, а он споет. А вообще для меня лично «Песня ни о чем» похожа, скорее, не на Uma2rman, а на Васю Обломова. Когда мне пришла в голову идея этой песни, я сразу начал думать, как строить композицию, и понял, что это будет описание какой-то ситуации с повторением слов «ни о чем». А тогда как раз отовсюду звучал обломовский «Магадан», и я думал, что все будут говорить: «А это под Васю». Я ломал голову месяц, но так и не смог придумать ничего лучше и решил: ну и пусть все сравнивают.

– В начале апреля в Интернете появился ролик, в котором вы читаете свое стихотворение «Ну, а если я уеду?». Это отдельный проект?

– Не знаю. Наверное, это какое-то отдельное направление. Я очень редко пишу, раз в полгода что-нибудь сочиняю, что могу считать более или менее нормальным. Не могу себя назвать поэтом. А пошло всё это от того, что весной прошлого года Леонид Бурлаков (известный продюсер, работавший с группами «Мумий Тролль», «Земфира» и «Братья Грим») предложил издать книгу стихов. Я опешил: никогда об этом не думал. Прислал ему всё что мог, оказалось мало. В общем, набрал еще песен – вышло 150 страниц, выпустили книжечку. После этого написалось еще стиха два-три. Видео пока одно, но мы решили, пусть будет еще направление на сайте, будем продолжать снимать. Зачем это нужно и что с этим делать – не знаю на самом деле.

– Кирилл Захаров в своей рецензии на ТТТ писал, что герой ваших песен – этакий Питер Пэн, который не смог повзрослеть, и тот, кто является единомышленником бургомистра из «Того самого Мюнхгаузена», которому принадлежит фраза о необходимости походов на службу: «Я не буду говорить, что это подвиг, но нечто героическое в этом есть». Вы можете согласиться с этим утверждением?

– Я думаю, что да, могу. Кирилл Михайлович редко говорит пустое. Я где-то год назад сформулировал, потом забыл, а теперь вспомнил формулировку о творчестве: я делаю песни для ребенка внутри нас. Я хочу, чтобы люди, приходившие на мои концерты, вызвали в себе ребенка и его глазами смотрели бы на сцену. Да, это Питер Пэн с его нежеланием взрослеть, наивным удивлением ко многим вещам. Взрослеть никто не хочет, по-моему.

– Тогда снова обращусь к рецензии Захарова и его нелюбимой песне «Фотографы и музыканты», потому что для него как литературоведа...

– ...непонятна позиция автора.

– Да. На чьей все-таки вы стороне – молодых людей, фотографов и музыкантов, или...

– А я – музыкант. (Смеётся.)

– Но ведь песня не лишена иронии через точку зрения их суровых отцов, работающих на заводе и считающих, что у мужика должна быть нормальная профессия. Это же самоирония?

– Это, скорее, самокопание, которое не имеет ответа. И риторический вопрос. Я сам себе задаю его, говорю «ну...». И тишина. Ответа нет. Я его не нашел. Много вопросов, сомнений, но я не могу сказать: ребята, надо делать вот так. Может, не надо было эту песню писать – какой смысл вообще?

В спектакле «Одновременно» мой любимый Гришковец... Почему, кстати, никто меня не сравнивает с ним? Я бы себя назвал «Гришковец с гитарой». Так вот, герой Гришковца весь спектакль задает себе вопросы: «Где я? Кто я? Зачем я?» И ответ так и не звучит, насколько помню. Потому что его нет. Или есть, но у каждого свой. Кому-то хорошо быть фотографом, а кому-то – музыкантом. Главное – делать то, что нравится.

– Вам комфортно быть музыкантом?

– Я понял, что да.

Оцените новость
1
Новости партнеров
42 (411)
от 6
декабря
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Мы еще и «золотое сечение России»
В Саратове со сдержанной помпой прошло торжественное празднование 80-летия Саратовской области.
Губернаторы ждут списков
В общем, пока наша территория жила своей жизнью, в федеральных средствах массовой информации появилась утечка из администрации президента.
Директор СПГЭС ответит за нарушения
Поставщик ресурсов неправомерно начислял плату гражданам, установившим счетчики электроэнергии, поддавшись на уговоры коммерсантов.
«Саратов – пуп земли»
На стенах Театрального института появились две мемориальные доски.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Наталья Касперская заявила, что данные о россиянах в сети в целях безопасности должны принадлежать государству. Готовы ли вы подарить свои данные (поисковые запросы, переписка, фото и видео и пр.) властям?
Проголосовало: 275
1
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ