ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 15 (291) от 22.04.2014
экономика
РЖД возражает, а строительство идет
Саратовские чиновники заступились за канадского инвестора
Комментарии:0
Просмотры: 675

Сначала Дмитрий Рогозин усомнился в целесообразности участия канадской компании «Bombardier» в российских проектах. На минувшей неделе старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович заявил, что не видит «необходимости для экономики страны» в строительстве канадцами локомотивного завода в Саратовской области. Мол, существующие в России мощности и так способны закрыть потребности ОАО «РЖД» вплоть до 2025 года.

Сообщение, опубликованное в газете «Коммерсант», тут же растиражировали саратовские СМИ. Ведь фактически Гапанович заявил, что стране не нужен тот самый инвестиционный проект, о котором ещё совсем недавно с гордостью рассказывали местные региональные власти. Саратовские эксперты, в отличие от столичных, не увидевших перспектив энгельсского локомотивного завода без поддержки РЖД, придерживаются иного мнения. Они говорят, что и помимо РЖД есть желающие сотрудничать с заводом, а потому от позиции, занятой этой монополией, предприятию, строящемуся в Саратовской области, не должно быть «ни холодно, ни жарко».

По большому счёту копья со стороны правительства и крупнейших российских корпораций летят в иностранного инвестора по вполне понятной причине. В ответ на мартовское решение Канады прекратить военное сотрудничество с Россией после событий в Крыму сначала вице-премьер Дмитрий Рогозин вслух выразил сомнения в необходимости создания в России производства самолетов Bombardier Q400 в рамках совместного предприятия с «Ростехом», а чуть позже президент «Bombardier Inc.» Пьер Бодуэн заявил, что создание совместного предприятия действительно может быть отложено.

Теперь вот критикой Bombardier занялись в РЖД. Правда, некоторые эксперты считают, что в основе высказываний представителей Российских железных дорог лежит не политическая подоплёка, а собственные интересы. Так сказать, под шумок решили выдавить с рынка неугодную компанию. Как оказалось, конфликт ОАО «РЖД» с Bombardier имеет давнюю историю. Несколько лет назад стороны не смогли договориться о вхождении канадской компании в капитал Трансмашхолдинга.

В Саратовской области на защиту не столько канадского инвестора, сколько Энгельсского локомотивного завода, строительство которого началось летом прошлого года, встали чиновники и депутаты.

Владимир Пожаров, министр экономического развития и инвестиционной политики области, напомнил прежде всего, что строительство завода было инициировано и реализуется частными инвесторами, без привлечения бюджетного финансирования. То есть вопрос о целесообразности или нецелесообразности стоял не перед ОАО «РЖД» или российскими властями, а исключительно перед компанией, которая готова тратить на это деньги и время.

«Инвестор выбрал нашу площадку из десятка подобных в России и странах СНГ как самую комфортную с точки зрения логистики, трудовых ресурсов и инвестиционного климата. А участие в проекте такого крупного институционального инвестора, как Внешэкономбанк, говорит о высоком уровне проработки (в том числе маркетинговой) данного инвестпроекта. Такая серьёзная структура вряд ли позволила бы себе предоставить кредитную линию на такую большую сумму, не изучив весь план и не посмотрев, что были проведены переговоры со всеми мощными игроками на рынке. Правительство Саратовской области тоже поддержало эту бизнес-инициативу, потому что на территории региона к сегодняшнему дню де-факто сформировался транспортно-машиностроительный кластер, производственную цепочку которого должен завершить локомотивный завод. При успешной реализации проекта область должна получить более тысячи новых рабочих мест со средней зарплатой в размере 38 тысяч рублей, а бюджеты всех уровней – около 2 млрд рублей дополнительных налогов».

В сплошных плюсах проекта, как отмечает министр, до последнего времени никто не сомневался. И уже целый ряд саратовских заводов собирался выпускать детали для локомотивов.

«У нас на выходе будет конечный продукт, то есть не какие-то узлы и детали, а готовый локомотив. Эти локомотивы качественно отличаются от тех, что производятся в Казахстане. Это новые модели. Пусть даже на каком-то этапе РЖД будут отказываться от этих локомотивов, это не так страшно, как может показаться. В России достаточно мощных предприятий со своим подвижным составом, которые как раз таки нуждаются именно в таких современных, мощных, экономичных локомотивах, которые работают сразу на двух видах энергии – электричестве и топливе».

По словам Владимира Пожарова, на востребованности локомотивов не скажется даже высокая стоимость. Спрос на будущую продукцию строящегося завода уже сейчас есть не только среди российских компаний. В странах СНГ в электровозах двойного питания тоже немало заинтересованы. «Никто от инвестиций не отказывался. Работа идёт, всё движется по плану, и мы этот проект очень поддерживаем», – заявил Владимир Пожаров.

Сергей Лисовский, министр промышленности и энергетики региона, тоже настаивает на важности локомотивного завода для страны и на целесообразности его строительства именно в Саратовской области. Он считает, что выбор нынешней площадки для строительства завода был самым логичным.

«У нас ведь несколько десятков предприятий производят продукцию для железных дорог, в том числе и подвижной состав. Организованы инновационные производства: подшипники «ЕПК-Бренко», литье «Балаково-Центролит». К тому же сам Валентин Гапанович во время своего визита в Саратовскую область отмечал высокий потенциал саратовских предприятий, особенно в области дизелестроения. Позднее на совещании в минпромторге РФ он же отметил возможность создания испытательного центра для газопоршневых локомотивных двигателей на базе предприятия ОАО «Волжский дизель им. Маминых» в городе Балаково. С чем я готов согласиться в позиции ОАО «РЖД», так это с необходимостью государственного регулирования размещения производительных сил. А в том, что касается проекта Bombardier, в котором участвуют, кстати, серьёзные российские банки, и его важности, то, на мой взгляд, это будет точкой роста не только для всей отрасли транспортного машиностроения, но и для РЖД».

Александр Стрелюхин, депутат Саратовской областной думы, в прошлом министр промышленности и заместитель председателя областного правительства, был более резок в выражении своей точки зрения. Он считает, что в основе высказанных претензий лежит вопрос конкуренции и борьба за зоны влияния.

«Такие проекты, конечно же, могут кому-то мешать реализовывать свои собственные планы. Но у Энгельсского локомотивного завода не один, а три инвестора, среди которых крупный государственный банк. Без согласований на самых разных уровнях, без глубокой проработки его реализация была бы невозможной. Поэтому то, что говорит господин Гапанович, – полный бред. ОАО «РЖД» владеет только третью локомотивного парка страны. Если смотреть на ситуацию объективно, то локомотивов катастрофически не хватает. Я сам три дня ждал, когда перецепят вагоны с сырьем, потому что нет локомотивов. Это всех касается. Поэтому от того, что там говорит Гапонович, нам не должно быть ни холодно, ни жарко. Ему Энгельсский локомотивный завод не выгоден. А нам выгоден».

Проект по строительству ЗАО «ЭЛЗ» стартовал в июне 2013 года.

Объект возводится на площадке Энгельсского завода металлоконструкций. Мощность будущего завода – 150 локомотивов в год. Первый локомотив планируется выпустить в текущем, 2014 году. Серийное производство начнется годом позже.

Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 467
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ