ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 5 (281) от 11.02.2014
общество
Снежный ком и белый бычок
Карты в руках фокусников – это еще не трюк
Комментарии:0
Просмотры: 544

Мы уже привыкли, что «Самокат» – это театр магии и фокусов с хорошо всем знакомыми Щукиными. И уже многие позабыли, что Сергей Щукин на заре своей карьеры, еще до того, как побывал в Америке и, познакомившись с Дэвидом Копперфильдом, загорелся идеей создать театр магии и фокусов, занимался драматическим театром. В конце прошлого года Щукины начали возрождать драматический филиал и представили публике первую премьеру – пьесу «Мишель» по пьесе Азерникова. Второй премьерой стала «Игра в джин» Дональда Ли Кобурна.

Формально этот спектакль, показанный 21 февраля, саратовский зритель видел не в первый и даже не во второй раз. Но, как утверждает сам Щукин, постановка за время, прошедшее с момента первого показа, так трансформировалась, что они по-прежнему считают, что слово «премьера» на афише спектакля оправдано.

«Игра в джин» хорошо знакома российской публике. Эту пьесу ставил в советские времена театр имени Маяковского (в ролях Татьяна Карпова, Владимир Самойлов, Игорь Костолевский), ставят и сейчас, в «Современнике», где главные роли играют Валентин Гафт и Лия Ахеджакова.

Сюжет пьесы, за которую Кобурн получил Пулитцеровскую премию, на первый взгляд, не богат событиями: в дом престарелых «Бентли» попадает новый постоялец – пожилая леди Фонсия. Там она знакомится с по-своему обаятельным, хотя и ворчливым Веллером. Огонь и вода, как говорится. Если Фонсия – мягкая женщина с хорошими манерами, на дух не переносящая брань, то Веллер – разочаровавшийся во всех и вся пожилой мужчина, чья циничность, с одной стороны, ужасает женщину, а с другой – во многом оправдана. Хотя... Но об этом позже.

Было бы странно, если бы жизнь стариков (позволим себе это слово в отношении к персонажам) была насыщена событиями, тем более в доме престарелых с его четким распорядком дня и редкими свиданиями с близкими. А их у главных героев вообще не случается. Вся пьеса – это разговоры о жизни Фонсии и Веллера, а катализатором служит, как не сложно догадаться, пресловутая игра в джин. И даже, скорее, не игра, сколько поразительная способность Фонсии, никогда в нее не игравшей, постоянно оставлять ни с чем опытного Веллера. Он начинает злиться, раздражается и в лучшем случае просто несет ахинею, а в худшем даже грубо применяет силу. И так вот слово за слово...

В спектакле есть три линии – карточная, биографическая и любовная. Первая – символическое отображение отношений Веллера и Фонсии. Почему, будет видно далее. Любовная линия, наверное, одна из самых трагических историй. Потому что она не случилась. И дело даже не в возрасте персонажей. А в характере их – точнее, Веллера, неспособного обуздать свой нрав. Веллер порой ведет себя как хитрый, но злой ребенок, который не поступится ради своих целей ничем: захочет сыграть в джин – посадит Фонсию силой, захочет доказать, что она никому не нужна, так сумеет это сделать, ткнув пальцем в небо и угадав неприятный факт ее жизни.

«Игра в джин» – это история про снежный ком и белого бычка. Снежный ком сложно раскрутить в обратную сторону до состояния снежка: слишком много в характере Веллера накопилось, чтобы он смог отказаться от своего цинизма, грубости и вспыльчивости, чтобы он принял как последний дар в жизни залог возможности будущей любви Фонсии. И это печально. Но еще трагичней финал сделал сам Щукин. Если в оригинале пьесы Веллер умирает во время сердечного приступа, то в его постановке он просто в очередной раз уходит со злостью со сцены. В который раз. Сергей Вадимович и сам признает, что это сказка про белого бычка, когда каждая встреча заканчивается одним и тем же. И вот эта ее механичность пугает куда больше осознания факта, что Веллер вскоре умрет.

И все же спектакль заявлен как трагикомедия, а по этой рецензии складывается ощущение, что комичного в ней нет, разве что во время игры в джин что-то проскакивает. Безусловно, картежная игра во многом комична, благодаря стараниям Веллера – Щукина, каждый раз серьезно отсчитывающего карты: один-один, два-два, три-три... По-своему забавно и детское свидание, когда Веллер не хочет подавать вид, как он своей многоходовкой заставил прийти Фонсию, а та всё это прекрасно понимает, но молчит. И конечно, совершенно чудесен эпизод с ворчанием Веллера про фокусников, приезжающих в дом престарелых. Как обычно, он цинично замечает, что перед полуслепыми стариками фокусы сложно не показывать, и вообще, все эти иллюзионисты – шарлатаны. В любом другом театре, кроме «Самоката», эта речь не вызвала бы такого смеха в зале. А ведь она действительно есть в оригинале.

Кстати, о зале и сцене. Если кто-то давно не был на спектаклях «Самоката», то напомню, что помещение у них небольшое и сцена тоже. В спектакле, где задействованы всего два актера, а обстановка не меняется, с первых же секунд создается камерная атмосфера, а скромное убранство комнаты, несмотря на то что мы находимся в доме престарелых, даже по-своему уютно. На секунду даже хочется поверить в то, что ты смотришь «Старосветских помещиков». Увы...

После спектакля нам удалось пообщаться со Щукиными. Сергей Вадимович очень эмоционально рассказывает о своем герое: «Ну смирись с тем, что ты проигрываешь! Но нет, внутренний эгоизм не дает ему это сделать. Он уходит, разорвав всё. Это как смерть». Кроме того, Щукин рассказал, что в будущем может выйти спектакль «Пришел мужчина к женщине» Злотникова. В любом случае саратовскому зрителю пора привыкать к тому, что «Самокат» возвращает к драме. Щукин смеется, рассказывая, что в театр даже звонили, интересуясь, следует ли ожидать фокусов с картами.

Ключевые слова: фокусы, Самокат
Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 431
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ