ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 37 (265) от 15.10.2013
общество

Как «истыкать» фильм

Актер «Театра.DOC» три дня знакомил зрителей с хорошо знакомыми кинолентами
Комментарии:0
Просмотры: 498

9 октября перед зрителем клуба «On Air» разыгрывался моноспектакль. В прошлом номере газеты мы рассказывали о том, как актеры знаменитого «Театра.DOC» воплощали на сцене историю о «Похищении» ребенка в Пермском крае. Теперь также в основу легла известная история, и даже тематика осталась прежней – похищение. На смену Константину Кожевникову и Алексею Богачуку приехал Алексей Юдников, еще один представитель театра, работающий, правда, в совсем ином жанре.

Неделей ранее Кожевников рассказывал о похищении настоящем, а Алексей напомнил о вымышленной, но прекрасно всем знакомой истории Юрия Деточкина – добродушного угонщика «волг», простого советского Робин Гуда из фильма «Берегись автомобиля».

С шутками и прибаутками

Спектакль идет почти два с половиной часа, на час дольше, чем сам фильм. Юдников чрезвычайно внимателен к любой детали: не упускает ничего, обращает внимание на каждый жест, каждый шаг героев. Если он цитирует кого-то, то будьте уверены – цитирует слово в слово. Это сложно назвать пересказом: по сути Алексей в спектакле и швец, и жнец, и на дуде игрец. Потому и выходит дольше – нельзя изобразить сразу нескольких героев. Но дело не только в этом, Юдников чрезвычайно внимателен к деталям и потому иногда выходит за рамки пересказа. Например, заметит, с какой ехидной ухмылочкой смотрел автослесарь (Вячеслав Невинный) на пустой гараж Семицветова (Андрей Миронов), из которого была украдена «Волга», – так, мол, вам, спекулянтам, и надо. А может и некоторые режиссерские шутки подметить: неспроста ведь Деточкин и Подберёзкин играют в любительском театре Гамлета и Лаэрта, Смоктуновский за два года до того был принцем датским у Григория Козинцева. Сейчас, полвека спустя, многие из нового поколения этого уже не знают.

Не обошлось и без недостатков. Временами Юдников, кажется, чересчур увлекался шутками: например, рассуждал о том, что в нынешние времена фамилия Семицветов звучит двусмысленно, как и фраза Подберёзкина «Я тебя люблю», обращенная к Деточкину. К финалу спектакля это стало надоедать. Иногда Алексей чересчур увлекался стремлением отобразить голос того или иного персонажа: и если Донатас Банионис и Юрий Яковлев у него вышли замечательно, то желание во что бы то ни стало продемонстрировать лишний раз характерный смех Анатолия Папанова в какой-то момент стало раздражать. Хотя и Папанов ему, безусловно, удался.

Задом наперед

Отдельно можно рассуждать и о формате спектакля. Лично я несколько скептически отношусь к идее пересказа – это может зацепить, а может и нет. Это уместно в обычной жизни, но насколько это может быть интересно в театре – спорный вопрос. Мы привыкли думать, что фильм или спектакль ставятся по книге, но когда спектакль переходит с экрана на сцену, то это может выглядеть, как рубашка задом наперед или майка поверх свитера. То есть странно.

С вопроса о жанровой принадлежности мы и начали нашу беседу с Алексеем, которая состоялась после спектакля. Юдников согласился, что такой формат может действительно оказаться несколько сложным для восприятия, «вопрос в том, чтобы попасть в нерв зрителя… Уповаю на то, что случится чудо». Если брать именно спектакль по «Берегись автомобиля», то на него приходят ностальгировать. В то же время актер признался, что саратовский опыт для него в новинку: «Три дня подряд рассказываю о фильмах. Такой марафон у меня впервые… Но я склоняюсь к тому, чтобы оценить этот опыт положительно». Еще одной сложностью стала несколько непривычная сцена: в «Театре.DOC» Юдников выступает прямо в зале, а в «On Air» надо было выходить на сцену, то есть отдаляться от зрителя.

Алексей признался, что каждый раз сам толком не знает до последнего момента, как будет выглядеть спектакль. В день выступления он пересматривает фильм и сразу едет в театр рассказывать, даже если до того уже выступал с подобным спектаклем. Должен ли Юдникову нравиться при этом сам фильм? «Безусловно. Он может даже отрицательно меня зацепить, но так или иначе, он мне должен нравиться. В процессе просмотра я уже приблизительно понимаю, пойдет кино для пересказа или нет. Есть и фильмы, которые невозможно пересказать, порой даже шедевры. «Берегись автомобиля» тоже, кстати, шедевр, – замечает Алексей. – Шедевр с человеческим лицом. Но бывают и, так сказать, нечеловеческие фильмы. Мне очень нравится Ларс фон Триер, но так и не решился пересказывать «Меланхолию». Я даже представлял, как буду это делать, но понял, что плотность нарратива в этом фильме просто сметет меня, и придется каждую секунду отсылать к чему-то еще, делать сноски. Это как философская литература: полстраницы текста, полстраницы сносок. А просто рассказывать, как сказку, не могу».

Так что представляет собой спектакль – развернутый пересказ с интерпретацией или пересказ с акцентами на определенных моментах? «Скорее, второе, – отвечает Юдников. – Я стараюсь истыкать фильм, найдя болевые возможности для дальнейшего настроения. Просто философствование скучно».

Оцените новость
1
Новости партнеров
2 (416)
от 24
января
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Получай газету первым!
Редакция «Газеты недели в Саратове» предлагает вам совершенно новый для нашего региона вид подписки: в виде файла в формате PDF, который можно прочитать на любом компьютере, планшете или смартфоне.
Взрыв на Московском шоссе, 11, обнажил проблему бытовой безопасности
Взрыв бытового газа, приведший к смерти саратовца Дениса Романова и оставивший многих людей погорельцами, лишив их крова и имущества, мог бы стать одним из рядовых бытовых происшествий, если бы не громкий резонанс, прокатившийся по всей России.
Немного нервно
Поговорим коротко об итогах прошедшей недели. Но перед этим сделаем отступление. Оно может получиться несколько мистическим, это отступление, ибо речь пойдет о карме, о карме не какого-то одного человека, но целого региона.
Большой городской каток
Гололед сковал все саратовские улицы, за исключением пешеходной Волжской.
Кто крайний за тепло?
Жителей Саратовской области обязывают платить за несуществующие коммунальные услуги.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Нужно ли возвращать шары на улицу Волжскую?
Проголосовало: 229
2
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Победительница проекта «Большая опера» Ксения Нестеренко о хейтерах в интернете
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ