ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 33 (261) от 17.09.2013
общество
Злобный мир и его окрестности,
или Если кто не спрятался, государство не виновато
Комментарии:0
Просмотры: 510
Полученные в учебнике знания помогут избежать возгорания

От Виктора Петровича Астафьева.
Жене. Детям. Внукам.
Прочесть после моей смерти.
Эпитафия
Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно.
Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.
Мне нечего сказать вам на прощанье.

Виктор Астафьев

(Эта записка найдена в бумагах писателя после его смерти)

Зубная паста защищает зубы с утра до вечера. Мыло защищает моего ребенка от всех микробов. Двойная защита для всей семьи. Эта реклама строится не на формуле: «Мы делаем, чтобы вам было хорошо», а на совершенно другой: «Мы спасаем вас от того, что делает вам плохо». Вроде бы суть та же. Но это заблуждение.

В подсознании укрепляется мысль: кругом все плохо, опасно, коварно... И вся надежда на защиту, и на это не надо жалеть денег. Логика составителей и заказчиков рекламы понятна: воздействовать на человека страхом – беспроигрышный ход. И вот малыша встречают на дороге злобные зубастые монстры Насморк, Кашель и Простуда – приснятся такие ночью, проснешься в холодном поту – никакого аспирина не надо. Граждан постарше пугает такой же милый грибок, грызущий ногти. По сравнению с ними наглые пончики и пирожные, терроризирующие после обеда Антонио Бандераса, просто симпатяги, рубаха-парни, почти дружки.

Но реклама – это еще цветочки, сами знаете. Куда суровее обстоит дело в сериалах – бандитских ли, милицейских ли, полицейских – а какая разница?

И когда мне стало невмоготу от всего этого, я пошел и купил академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение». Авторы Анатолий Смирнов и Борис Хренников.

И нашел там много полезного, кроме шуток.

«Мусор лучше выносить утром»

Подробные наставления, как оказывать первую помощь при ранениях, сердечной недостаточности, травмах, как вести себя на пожаре – это в учебнике для 11 класса. Для учеников годом помладше – «Автономное пребывание человека в природной среде», «Обеспечение личной безопасности на дорогах», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Профилактика насилия (рекомендации для девушек)», землетрясения, наводнения, цунами, смерчи, чрезвычайные ситуации техногенного характера...

И всё это с дельными советами: на каком дереве спасаться от цунами («на стволе прочного дерева»), как избежать нападения в подъезде («Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром»), как вести себя «во всех видах общественного транспорта» («Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать») и так далее. В «рекомендациях для девушек» дано четкое различие между средствами самообороны (газовый баллончик) и средствами самозащиты (свисток). Поскольку необходимо иметь при себе и то и другое, то, естественно, очень важно помнить, каким средством обороняться, а каким – защищаться. Не дай бог перепутать!

Тут тебе и нормативно-правовая база: федеральные законы «О безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и прочее. Вообще на всех своих шести с лишним сотнях страниц двухтомный учебник «ненавязчиво» внедряет в неокрепший ум школьника простую мысль: государство о тебе заботится, вон сколько законов напринимало. А если это тебе не на пользу, сам виноват.

О главном – причинах роста преступности в стране – учебник умалчивает. В параграфе «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях» сказано только: «Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности».

Здесь явно не хватает исторической справки с воспоминаниями старожилов о том, как они в детстве пропадали на улицах до глубокой темноты с полной «собственной беспечностью», никого не боясь и не подвергаясь никаким нападениям, никакому насилию. Нет и анализа того, как, по каким этапам, при чьём попустительстве происходила в последние десятилетия криминализация России. И почему граждане опасаются милицию (или полицию) порой не меньше, чем бандитов. Как и «благодаря» кому тюремная лирика названа «русским шансоном» и получила «зеленый свет» на телеканалах, радиостанциях и в многотысячных концертных залах. Почему, наконец, уголовный жаргон становится все более привычным языком не только дельцов и политиков, но и журналистов.

Ничего об этом в учебниках нет. Да и понятно: размышления на эту тему заведут слишком далеко и высоко.

Где они, союзники?

Половина обоих учебников отведена теме «Обеспечение военной безопасности государства». Благое дело. Я вовсе не разделяю благодушие тех оптимистов, которые с легкой руки Михаила Сергеевича Горбачева умиляются бескорыстному благородству западных стран и уверяют, что России никто не угрожает. Мне гораздо ближе нестареющая истина, сформулированная Александром III: «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Кстати, все наши западные – и не только западные – партнеры (как в кавычках, так и без оных) действуют именно по такому принципу, только не говорят об этом вслух.

История Вооруженных сил России, их традиции – все это дано в учебнике кратко, но емко. Вопрос только: неужели на уроках истории школьникам ничего не рассказывают о Дмитрии Донском, Суворове, Ушакове, о Великой Отечественной? Впрочем, не будем придираться: повторение – мать учения.

В разделе о вооружении вообще много интересного: от пистолета Макарова до стратегического бомбардировщика и тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий», всё с цветными фотографиями. Надеюсь, и нынешним мальчишкам это так же интересно, как нам в свое время было интересно листать редкое для 60-х годов издание «Молодежи – о новом в военной технике». Иллюстрации в той книге были черно-белые, да и бомбардировщики на них были какие-то абстрактные, боевые машины конкретных марок тогда в открытой печати называли и показывали, мягко говоря, неохотно.

Как сказал товарищ Бульба...

О неуставных отношениях авторы не умолчали. Но прошлись по этой теме сугубо теоретически. В параграфе «Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений», где главное слово о товариществе говорит Тарас Бульба, дается затем подробное разъяснение, чем дружба отличается от товарищества, и как то и другое в совокупности «создаются и крепнут в повседневной армейской жизни». И ближе к концу параграфа: «В заключение отметим, что неуставные отношения между военнослужащими... (дается разъяснение, что это такое. – Прим. автора) которые получили развитие в армейской среде в последнее время, свидетельствуют прежде всего об отсутствии в определенных подразделениях и частях четко налаженной учебно-боевой подготовки, а значит, и о потере основного смысла военной службы в этих частях и подразделениях».

Сформулировано четко, ничего не скажешь. А что делать, как поступать, если столкнешься на дороге с этим злом? Это ведь не Кашель и Насморк, которых от малыша можно отогнать целебным сиропом. С дедовщиной нужен другой разговор. Но практических советов в учебнике нет.

Процитированы статьи Уголовного кодекса «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими...» и «Оскорбление военнослужащего». Упомянут федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках...». А как в казарме найти «удобное место, где вам не будут мешать»? И где же именно искать то «прочное дерево», на котором нужно спасаться солдату-первогодку от обнаглевших «дедов» и потворствующих последним командиров, в учебнике тоже не сказано. А странно: вроде бы это имеет самое прямое отношение к «Основам безопасности жизнедеятельности». Кто посоветует молодому солдатику обратиться в прокуратуру, если до командиров не достучаться? Союз солдатских матерей? Но откуда солдат узнает о существовании такой общественной организации? Нет ответа.

Из чего только сделаны спальни...

Зато раздел «Размещение военно­служащих» расписан подробнейшим образом. Как располагаются кровати в спальных помещениях («в последовательности, соответствующей штатно-должностному списку роты»), из чего состоят постели военнослужащих («из одеял, простынь, подушек с наволочками, матрацев и подстилок»), где и как хранятся оружие и боеприпасы.

В «дополнительных материалах» к этому параграфу откровенно дана целая страница «извлечений из Устава внутренней службы». Но, похоже, авторы учебника и в самом параграфе просто переписали этот устав и, может быть, соответствующие ведомственные инструкции. В таких документах подобная дотошность и внимание к подробностям не только простительны – они необходимы.

Но так ли обязательно знать десятикласснику, что комнаты для умывания оборудуются умывальниками из расчета один на 5–7 человек, а «туалеты – из расчета один унитаз и один писсуар на 10–12 человек»?

А вот «комната (место) для спортивных занятий оборудуется спортивным инвентарем» – это ценная информация. Глаз до глаз нужен за начальством, а то ещё оборудуют чем-нибудь не тем.

Какой толк будет от изучения всего этого, равно как и таблицы «Примерный распорядок дня войсковой части №...», если ученики, скорее всего, благополучно забудут все это к окончанию школы? И ведь это был учебник для 10-го класса! А в одноименном, тех же авторов, для 11-го, всё прямее и жестче: устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб, строевой устав – не полностью, разумеется, в изложении и кратких выдержках.

Короче говоря, «О, воин, службою живущий, читай устав на сон грядущий! И утром, ото сна восстав, читай усиленно устав!» Но тогда отчего бы не добавить армейского фольклора? И официального (или полуофициального, слышанного нами когда-то от офицеров на военной кафедре университета), вроде «Тяжело в учении – легко в очаге поражения!» (имелся в виду ни много ни мало очаг поражения ядерным оружием). И неофициального – пресловутого «копать от забора до обеда» и проч. Всё было бы веселее. А то очень уж занудно.

Ключевые слова: безопасность, учебник
Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 488
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ