ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 28 (256) от 30.07.2013
общество

«Яки» надежнее космических ракет

«Саравиа» тщательно следит за состоянием своей техники
Комментарии:0
Просмотры: 492
Заместитель генерального директора – начальник АТБ Сергей Пригородов

Экскурсия на авиационно-техническую базу ОАО «Саратовские авиалинии» поменяла в корне мое мнение о «возрастных» самолетах региональных компаний. Машины, отработавшие свой ресурс, списываются. Среди тех самолетов, что «на крыле», старых не бывает. С годами каждый саратовский «Як-42» становится технически еще более совершенным и современным, потому что постоянно дорабатывается, ремонтируется и обновляется. Самолет, к которому есть малейшее замечание, к полету не допустят, в отличие от подмочившей свою репутацию космической техники.

За 40 лет трудового стажа на авиационно-технической базе (АТБ) саратовского аэропорта с какими только ситуациями ни приходилось справляться теперь уже заместителю генерального директора – начальнику АТБ ОАО «Саратовские авиалинии» Сергею Пригородову. Бывает, и в два часа ночи телефонный звонок «повелевает» Сергею Ивановичу подняться и явиться на работу, например, если экипажу на борту воздушного судна срочно понадобилась консультация инженерно-технического персонала.

Еще летать и летать

А само подразделение по техобслуживанию и ремонту авиационной техники существует с момента создания аэропорта, с 1931 года. Тогда оно называлось ЛЭРМ – линейные эксплуатационные ремонтные мастерские. Кроме «Як-42» (осваивали их с 1982 года), база «Саравиа» обслуживает самолеты «Ан-24», «Cessna». Сейчас работают с полной нагрузкой девять из двенадцати машин «Саратовских авиалиний». У них в основном от 20 до 27 тысяч часов налета. В среднем ресурс, который составляет 40 тысяч часов, отработан на 60–64 процента, поэтому без особых проблем самолеты могут летать еще и по пять, и по десять лет. К тому же конструкторское бюро Яковлева, оказывающее поддержку авиакомпаниям, имеющим самолеты «Як-42», в ближайшее время подпишет бюллетень об увеличении ресурса машины данного типа: по календарному сроку службы – с 35 лет до 40 лет, по налету – до 45 тыс. часов.

– На основании анализов Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИГА) наши самолеты мало чем отличаются от зарубежных, «Boeing», «Airbus»: одни и те же системы, встречаются и одинаковые дефекты, с которыми самолет не выпустят в рейс, – отмечает Сергей Пригородов. – Исключать их – задача авиационно-технических баз. «Як-42» – крепкая, надежная машина. На 542 тыс. часов налета «Boeing» приходится одно чрезвычайное происшествие. У «Як-42» такое событие – на 2 млн 346 тыс. часов налета.

Мнение о том, что «Як-42» потребляет много топлива, спорно. Современные самолеты, устраняя «детские болезни», увеличивают вес, а вместе с ним и расход топлива.

– Наш аэропорт выжил в 1990-е годы благодаря девятилетней работе в Македонии, – продолжает Сергей Иванович. – Македонцы летали по всему миру на «Як-42» и очень хорошо зарабатывали. При разумно выстроенной работе, поддержании летной годности наши самолеты будут рентабельны, востребованы и в ближайшие годы составят конкуренцию любой авиатехнике западного типа. Не скажу, что меня как пассажира всё устраивает в самолетах «Boeing». Как-то в иностранном лайнере бортпроводник просто убрал в сторону упавшую с потолка панель. В «Airbus» малый шаг кресел – сидеть неудобно. Авиакомпании продолжают совершенствовать свои самолеты. Мы стараемся, насколько возможно, создавать уют для пассажиров: освоили самостоятельный ремонт кресел, пошив чехлов, стали чаще менять ковровое покрытие.

Безопасность и пунктуальность – вежливость самолетов

В службе более 200 дипломированных сотрудников. Начинающие специалисты после профессиональной подготовки в учебных центрах и годовой стажировки под контролем инженеров и начальников смены, инженеров ОТК сдают на предприятии зачеты по многочисленным дисциплинам, после чего и у них появляется право расписаться за выполненную операцию. Если перед вылетом экипаж или технический персонал заметит какую-то неисправность, и ее нельзя оперативно устранить, самолет заменяется резервным. После приземления командир воздушного судна и бортмеханик вносят все замечания экипажа, бортпроводников и даже пассажиров в бортовой журнал. Более того, после каждого рейса расшифровываются данные «черных ящиков». А каждые 600 часов налета самолета специалисты участка периодического обслуживания выполняют профилактические и ремонтные работы, осматривают агрегаты, двигатели, проводят замену масел, фильтров. Карта-наряд на отельный вид деятельности хранится от трех до пяти лет.

В трехэтажном лабораторном комплексе аэропорта ремонтируют электро– и радиоприборы, изделия авионики. Группа технической диагностики и неразрушающего контроля следит за состоянием двигателей, не снимая их с самолетов, ведет компьютерную обработку их параметров в соответствии с нормами программ ГосНИИГА. И институт гражданской авиации, и специалисты аэропорта следят за тем, чтобы любая деталь, импортная или российская, была сертифицирована и имела подтверждение завода-изготовителя. За последние полтора года «Саратовские авиалинии» потратили более 140 млн руб. на ремонт двенадцати двигателей (в одном самолете – три двигателя), который осуществляют в Украине. Самолеты оснащены американскими системами навигации GPS, системами предупреждения сближения двух воздушных судов и раннего предупреждения приближения к земле. Параметры «Як-42» соответствуют всем строгим международным и федеральным требованиям и поэтому в очередной раз в мае этого года компания стала победителем конкурса «Самые пунктуальные авиакомпании», который проводит «Домодедово».

Разумеется, «Яки» не вечны. Подыскивать им замену уже начали. Первым в России предприятие «Саравиа» будет осваивать новый тип бразильских суперсовременных и по статистике вполне надежных среднемагистральных самолетов «Embraer 195». Их скорость – 890 км/час (у «Як-42» – 720–730 км/час) – позволит долетать до Москвы за 55 минут. Два «Embraer 195» 2009 года выпуска поступят уже в ноябре. Сейчас начинается обучение пилотов и обслуживающего техсостава. За счет «бразильцев» «Сар­авиа» планирует расширить географию полетов по России и за рубежом по 31 направлению.

О «Яках» – только факты

Износ авиапарка «Як-42», большую часть которых выпустил ЗАО «САЗ» с 1978-го по 2003 год, составляет примерно 50 процентов, этот показатель лучше, чем у ряда других отечественных самолетов. В авиакомпаниях мира сохранилось около 80 «Яков», в Москве, Казани, в городах Украины, Арабских Эмиратов, в некоторых странах Европы и Африки.

По статистике надежность «Як-42» в пять раз выше, чем у «Boeing»: один инцидент на 2 млн 346 тыс. часов налета.

Впервые цифровая техника стала использоваться в самолетах «Як–42» и модификациях самолетов марки «Ил». Ранее применяли аналоговые устройства.

«Яки» надежнее космических ракет

Оцените новость
0
Новости партнеров
2 (416)
от 24
января
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
... о первых альбомах наступившего года
Если посмотреть рецензии на музыкальных сайтах, то можно подумать, что главное музыкальное событие этого года уже состоялось. По той простой причине, что английская группа The xx выпустила новый альбом.
«Весь Анк-Морпорк. Справочник»
Терри Пратчетт, знаменитый английский фантаст, автор десятков популярных книг, Кавалер Ордена Британской Империи за вклад в литературу, недавно ушел из жизни, оставив безутешными сотни тысяч фанатов по всему миру.
Возвращал цену, добывал смысл
О прелести свободной распрямленной человеческой чистопородности.
Саратов. Январь 1917 года
Губернское правление признало, что деятельность горчичного завода Эпштейна и Этигена в Царицыне ухудшает санитарное состояние города.
Ворох задач и несбывшиеся ожидания
Основной тренд – смена министров.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Нужно ли возвращать шары на улицу Волжскую?
Проголосовало: 208
2
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Победительница проекта «Большая опера» Ксения Нестеренко о хейтерах в интернете
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ