Ректор РАНХиГС: В России сдулся «пузырь» доходов среднего класса

Оценить
Владимир Мау заметил, что повестка институциональных реформ в стране не изменилась со времен Петра I.

Актуальность институциональных реформ в России сохраняется уже не первую сотню лет. Об этом в интервью ИА RNS рассказал ректор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Мау.

«Если говорить об институциональных реформах, то эта повестка и 300 лет может быть актуальна. На одном круглом столе кто-то из иностранцев сказал, что когда он был здесь в конце 1980-х годов, перед Россией также стояли задачи модернизации, преодоления разрыва с наиболее развитыми странами, - заметил он. - Я ответил, что если бы вы приехали сюда при Петре I в начале XVIII века, то услышали бы примерно те же задачи. Другое дело, что качественное наполнение их существенно меняется».

По словам ректора академии, во всех развитых странах, включая Россию, повестка экономических и институциональных реформ схожа: развитие транспортной инфраструктуры и человеческого капитала, конкуренция, ответственная бюджетная и денежная политика, стимулирование диверсификации.

«Есть расхождения в области макроэкономики. Например, есть популистский подход: представление о том, что если начать «заливать» экономику деньгами, то она будет развиваться, что странно. Перед нашими глазами опыт Европы и Японии, которые «заливают» экономику деньгами пять и 25 лет соответственно, а экономика продолжает стагнировать. – отметил Мау. - У нас высокая ключевая ставка, за которую ругают Центробанк, и нулевой рост, а в еврозоне — отрицательная ставка и близкий к нулю рост. Поэтому основные проблемы находятся действительно в институциональной и структурной сферах».

Он добавил, что задачу подавления инфляции и снижения процентной ставки власти РФ практически решили, кроме того, сделав важные шаги по диверсификации экспорта. Также собеседник издания выразил мнение о том, что поставленная Владимиром Путиным задача обеспечить в России темпы роста выше среднемировых реализуема, но не в ближайшей перспективе.

«Это абсолютно правильная цель, так как в силу особенностей своего экономического развития Россия должна развиваться темпами выше, чем Германия, и ниже, чем Китай», - заявил он.

Также Владимир Мау выступил против внедрения дифференцированной шкалы налога на доходы физических лиц, заметив, что в России никогда не было периода «демократии налогоплательщиков», когда граждане обсуждают с государством улучшение качества жизни в обмен на увеличение налогов.

Ректор РАНХиГС добавил, что пенсионный возраст в стране следует поднимать только если сэкономленные деньги пойдут на увеличение пенсий, а не на другие статьи бюджета. Он напомнил, что действующая в РФ, как и в ряде европейских стран, пенсионная система создавалась в эпоху, когда пенсионный возраст был существенно выше продолжительности жизни, и теперь коэффициент замещения пенсией зарплаты существенно снизился.

«Идет дискуссия о повышении пенсионного возраста. И повторю, если повышение пенсионного возраста - это повышение адресности пенсионной системы, то есть помощь старшим пенсионным возрастам, то это оправданно. Но бессмысленно повышать пенсионный возраст просто ради того, чтобы изъять разницу в бюджет», - подчеркнул он.

В то же время Мау заметил, что тенденция снижения реальных доходов населения страны «исчерпывается» и вскоре должна сойти на нет. По мнению ректора президентской академии, средний класс в России стал беднее по денежным потокам, но не по запасам.

«Конечно, если у вас в международных сопоставлениях товары и услуги стали в два раза дороже из-за ослабления курса рубля, то, конечно, люди стали беднее, - отметил он. - Можно сказать и так, а можно сказать, что сдулся «пузырь». В Америке, например, в кризис средний класс фактически лишился пенсионных накоплений, потому что они были инвестированы в финансовый рынок, а финансовый рынок рухнул».

По мнению собеседника агентства, социальное неравенство в РФ расти, скорее всего, не будет, но из-за экономического спада это не станет положительным феноменом.

«Рост неравенства в условиях роста экономики сильно отличается от роста неравенства при стагнации или спаде, - подчеркнул он. - Рост неравенства с повышением благосостояния для всех лучше, чем отсутствие повышения благосостояния без роста неравенства».

Глава РАНХиГС назвал логичной идею перераспределения части средств пенсионной системы на здравоохранение, но заметил, что польза такой меры зависит от нюансов: «Если у вас коэффициент замещения [пенсии – прим. ред.] 25%, то бессмысленно обсуждать, 25% или 27% коэффициента замещения: этих двух процентов все равно ни на что не хватит. Нужны более глубокие, более системные меры. Обсуждать, что пенсионеру важнее - лекарства или прибавка к пенсии - бессмысленно. Он на пенсию лекарства купит, а кто ему гарантирует качество врача?»

По мнению Мау, необходимо стимулировать частный спрос на медицинские услуги, чтобы граждане могли себе позволить выбор на данном рынке.