Производители фосфогипса указали на его опасность для людей и природы

Оценить
Производители фосфогипса указали на его опасность для людей и природы
Отвал фосфогипса в Балакове. Фото Павел Литвиненко
Росавтодор на год согласовал разработанный «Апатитом» и СГУ метод создания дорог из отходов балаковского завода.

Росавтодор согласовал разработанный АО «Апатит», ООО «Центр Сертификации Аккредитации (Аттестации) «Межотраслевые системы качества» и СГУ стандарт строительства дорог из фосфогипса. Как отмечается на сайте ведомства, действие согласования от 29 декабря продлится в течение года.

В документе содержится неоднозначная информация о безопасности дорожного фосфогипса.

Сначала эксперты заявляют: «Материал является экологически чистым и безопасным во время производства, строительства и при нахождении в грунте. Устроенное с соблюдением технологии дорожное покрытие не пылит. Фосфогипс дорожный в окружающей среде не трансформируется. Материал не выделяет газы, вредные для озонового слоя Земли. У материала не происходит химических изменений или реакций в земле, самовозгорания или образования токсичных веществ».

Но затем в документе отмечается, что влажный фосфогипс (оптимальная влажность материала для укладки составляет от 25% до 30%) по степени воздействия на организм человека относится к веществам пятого класса опасности (очень низкая степень воздействия).

«Для предупреждения вредного воздействия фосфогипса дорожного на окружающую среду необходимо не допускать его рассеивания в воздушной среде и попадания в открытые водоемы и грунтовые воды. При транспортировании фосфогипса в случае его высыхания в воздушную среду может выделяться его пыль, - информируется в стандарте. - Пыль фосфогипса может вызывать слабое раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей».

Кроме того, концентрация фосфогипса для воды не должна превышать для водоемов 3 миллиграмма на литр. Для водоемов рыбохозяйств – 1 мг/л. По истечении трех суток после выхода из цеха фосфогипс использовать запрещено.

Напомним, еще в 2014 году губернатор Валерий Радаев заявил, что фосфогипс является не отходом производства, а вторсырьем, которое может использоваться при строительстве дорог. При этом федеральное министерство природы своим приказом установило, что данное вещество является отходами пятого класса опасности. В результате плата балаковского филиала «Апатита» за негативное воздействие на окружающую среду из-за складирования фосфогипса выросла более чем в сто раз.

В этом году стало известно, что участок автомобильной дороги между Балаковом и Ершовом, отремонтированный с использованием фосфогипса, начал разрушаться. В прошлом году ремонтируемый участок дороги неоднократно посещал глава региона. Как сообщало издание «Суть», районный суд установил, что дорога была построена с нарушением ГОСТов.

В конце декабря участники общественных слушаний в Балакове одобрили увеличение высоты отвала фосфогипса. По мнению наблюдателей, итоги обсуждения в пользу «Апатита» были заранее предрешены.