Режиссер оперы «Жизнь за царя» в Саратове заявил об отсутствии финансирования культуры

Оценить
Режиссер оперы «Жизнь за царя» в Саратове заявил об отсутствии финансирования культуры
Фото Анна Недочетова
В Саратовском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Михаила Глинки.

Вчера, 19 мая, в Саратовском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Главные роли в нем исполнили местные солисты – лауреаты международных конкурсов: Дмитрий Романько (Сусанин), Вера Паньшина (его дочь Антонида), Светлана Курышева (сын Ваня) и Павел Корчагин (жених Антониды). Спектакль в постановке режиссера Андрея Сергеева стал своеобразным прологом к открывающемуся сегодня Собиновскому музыкальному фестивалю.

«Жизнь за царя» по праву считается первой русской оперой, а ее создатель Михаил Глинка – первым русским классиком. Данным спектаклем 100 лет назад открывались театральные сезоны многих театров. Однако в 30-е годы прошлого века первоначальный текст оперы был изменен, и последующие постановки сильно отличались от первоисточника. Сценическая версия Андрея Сергеева, напротив, возвращает зрителя к оригиналу. По словам режиссера, он попытался поставить оперу в том виде, в котором написал ее Глинка. Несмотря на свой замысел, Сергеев немного осовременил действие, чтобы зритель более живо воспринимал происходящее на сцене.

«Тема мне очень интересна, она очень актуальна, потому что она имеет некоторые политические аллюзии на нашу современность», - отметил режиссер.

Действие спектакля происходит во времена похода польской шляхты на Москву в 1612 году. Поляки планировали убить Михаила Романова, и за деньги уговорили Ивана Сусанина проводить их к царю. Сусанин же, сделав вид, что согласен, завел их в «темный лес», где и погиб.

На протяжении всего действия декорации на сцене практические не менялись - зрители могли наблюдать деревянную церковь и забор с разных сторон, а также стог сена. Режиссер, говоря об аскетичном убранстве сцены, отметил «отсутствие финансирования культуры».

«Хотя если есть идея какая-то, то антураж становится уже не главным», - подчеркнул Сергеев.

До Саратова ему доводилось ставить оперу «Жизнь за царя» в Челябинске.

«Там у них театр имени Глинки. Постановка была более развернутая, а здесь очень много купюр. Там и состав больше, и хор больше, и какие-то деньги все-таки были», - пояснил режиссер.

В ходе оперы действие переносится из села Домнино, где живет Иван Сусанин с детьми, в «Польскую картину», где солисты саратовского балета исполняют танец «Краковяк». Во втором акте действие вновь разворачивается в селе, а в третьем – уже в лесу, куда завел Сусанин поляков. Завершается спектакль сценой на Красной площади под звуки колоколов и исполнением хором песни «Славься, славься, святая Русь».

По окончании постановки артисты с режиссером Андреем Сергеевым и дирижером Юрием Кочневым вышли на поклон. Зрители встретили их бурными аплодисментами и криками «Браво».