В СГУ подготовлена диссертация об управлении протестом и восстании в Пугачеве

Оценить
В СГУ подготовлена диссертация об управлении протестом и восстании в Пугачеве
Волнения в Пугачеве. 2013 год. Фото Константин Халин
По мнению будущего политолога Александра Касовича, «в организации протеста связующим звеном является спонсор».

В ближайшую субботу, 26 сентября, в Саратовском государственном университете состоится защита диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Аспирант Александр Касович представит научное исследование на тему «Технологические аспекты управления политическим протестом в современной России».

По мнению диссертанта, феномен политического протеста является предметом серьезного анализа в политологии, однако «несмотря на высокую степень изученности различных аспектов протеста, до сих пор не осмыслено соотношение общих и особенных механизмов организации и управления протестами».

«Почему одни оппозиционные движения быстро сходят на нет, а другие неожиданно для власти и политологов резко увеличивают численность своих сторонников? И почему в одних случаях практики минимизации последствий протеста дают сбои, а в других случаях власти все же удается снизить градус недовольства масс?» - задает вопросы исследователь, отмечая, что ответы на них «должны быть взаимосвязаны».

В качестве положений, выносимых на защиту, диссертант выдвигает и обосновывает ряд тезисов. В частности, по его мнению, политический протест технологичен, как при организации самого оппозиционного действия, так и в случае реакции на него органов власти, а «в организации протеста связующим звеном является спонсор», подчеркивает Касович.

«В значительной степени именно его интересы и амбиции, а не требования масс, озабоченных социально-экономическими проблемами, определяют специфику и направленность политического протеста, - полагает исследователь. - Организующая функция спонсора протеста заключается в том, что он конвертирует свои капиталы в политическое влияние. При этом степень вовлеченности спонсора в управление конкретными акциями оппозиции может быть разной, в зависимости от характера взаимоотношений спонсора и лидера протеста. Их могут объединять и взаимовыгодные партнерские отношения. Иногда роли двух этих акторов может исполнять одна и та же фигура, берущая на себя двойной груз ответственности».

Автор диссертации также считает, что, учитывая узость возможностей финансирования протестов в общенациональном масштабе, «на федеральном уровне сегодня даже самый влиятельный спонсор неминуемо потерпит неудачу в борьбе с сильной центральной властью», тем временем на региональном уровне крупный бизнес может «фактически содержать оппозиционные структуры, как правого, так и левого, и даже центристского толка».

«Ключевой фигурой спонсора делает его способность диктовать свой политический заказ лидеру. Сами лидеры все чаще ведут себя как участники рынка, предлагающие бизнесмену или финансово-промышленной группе услуги своих структур по отстаиванию их интересов при помощи технологии управления протестами. Представленная автором конфигурация ролей лидера и спонсора протеста объективно ставит государство перед необходимостью разработать эффективные механизмы внешнего управления общественными процессами, заключающиеся в технологии управления-подавления протеста. Чаще всего для управления протестами власть любого уровня использует административные практики - санкции в отношении оппозиции, основанные на применении различных нормативно-правовых документов», - говорится в автореферате Касовича.

Одним из источников эмпирического материала для кандидатской диссертации послужили народные волнения в городе Пугачев Саратовской области, где после убийства выходцами из Чечни десантника Руслана Маржанова жители дважды перекрывали федеральную автотрассу. Анализируя ситуацию вокруг событий июля 2013 года, Касович обращает внимание на применение «оппонентами власти» в ходе протестов в райцентре информационных вбросов. Речь идет о появившихся сведениях «о вводе в Пугачев спецподразделений полиции или внутренних войск» (в реальности сообщения содержали информацию о вводе бронетехники – прим. ред.).

«При использовании упомянутых информационных технологий управления протестами требуется наличие определенных профессиональных навыков и опыта. Что в свою очередь подразумевает то, что субъект, воздействующий на информационное пространство протеста, скорее всего, должен заниматься данным видом деятельности на профессиональной основе, а также то, что такая деятельность должна быть оплачиваемой», - уверен ученый.

События в Пугачеве, продолжает Касович, актуализировали необходимость применения федеральными властями «специальных практик кризисного управления», так как у местной власти не было возможности «подавить протест или в какой-то мере скомпрометировать его лидеров». В подобном случае антикризисная схема выглядит следующим образом.

«Прежде всего, в ситуацию должен вмешаться государственный чиновник (во время пугачевских волнений в этом роли выступил полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич – прим. ред.) с чрезвычайными полномочиями, способный организовать взаимодействие административных властей, различных правоохранительных органов и переговорщиков со стороны недовольных граждан. Чтобы не усиливать эмоциональную составляющую конфликта, власть должна ввести на какое-то время полный запрет на продажу спиртного в неспокойном районе. Основная задача власти состоит в исполнении законных требований протестующих. И делать это следует максимально открыто. Следует включить представителей общественности, пользующихся авторитетом у местных жителей, в процесс решения проблемы, которая вызвала открытый конфликт. Необходимы и личные встречи с гражданами, и результативная работа по их письменным обращениям. Явно скомпрометировавшие себя руководители и ответственные лица на местах должны понести наказание. С другой стороны, информационную политику необходимо вести сбалансировано. Власть обязана также принять отдельные, не терпящие отлагательства, меры по улучшению социально-экономического положения граждан на данной территории. Обязателен и последующий контроль за выполнением поставленных задач. В том числе, в виде публичного отчета об устранении причины недовольства», - отмечает автор диссертации.