В 2015 году россияне «проедят» львиную долю семейного бюджета

Оценить
В 2015 году россияне «проедят» львиную долю семейного бюджета
Фото Константин Халин
Это связано с ростом цен на продукты и снижением реального размера заработной платы россиян.

По итогам 2015 года расходы на продукты питания составят 50-55 процентов семейного дохода россиян. Такой прогноз сделали аналитики «ВТБ капитала», подготовившие обзор российского продовольственного ретейла, сообщают сегодня, 2 марта, «Ведомости».

Еще осенью прошлого года наши соотечественники тратили на еду около 36 процентов своего бюджета, однако после закрытия рынка для целого ряда иностранных товаров и роста цен доля продовольствия в семейных расходах начала расти и по итогам 2014 года превысила 40 процентов. Такого скачка данный показатель не демонстрировал даже в кризис 2008-2009 годов.

«В феврале 2015 года Россия прошла пик продовольственной инфляции (21,8-22 процента в годовом выражении). Во втором квартале валютные курсы начнут стабилизироваться, и производственный спад станет тормозить инфляцию, так что по итогам всего 2015 года цены на продовольствие вырастут только на 9,6 процента. Но и такой рост цен увеличит долю продовольствия в корзине потребительских расходов россиян, тем более что их реальные доходы сокращаются. В январе они уменьшились на 8 процента к тому же периоду 2014 года, а за весь 2015 год снижение составит 6,8 процента. А значит, не миновать и сокращения трат – как продовольственных, так и непродовольственных», - пишет издание со ссылкой на аналитический доклад «ВТБ капитала».

В пользу описанного сценария свидетельствуют и данные Росстата, согласно которым оборот розничной торговли в стране сократился за первый месяц 2015 года на 4,4 процента (впервые с 2009 года). При этом объем продаж продуктов питания уменьшился на 5,5 процента, а непродовольственных товаров – на 3,5 процента. Лидерами падения продаж стали региональные розничные сети и несетевая розница.

«В целом российские семьи купят в этом году на 8,5% меньше товаров, чем в прошлом. Но для крупнейших продовольственных ретейлеров 2015 год может оказаться удачным, ситуация способствует консолидации участников рынка. В частности, его лидер – сеть «Магнит» сможет нарастить долю рынка по выручке до 8,9 процента, а X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») - до 6,5 процента», - полагают аналитики.