Член президентского совета рассказал о «жесточайшем ударе», нанесенном дорогой нефтью политике РФ

Оценить
По мнению Владислава Иноземцева, одним из главных вопросов сейчас является вопрос о том, кто остановит российского лидера.

Резкий рост цен на нефть в 2005-2013 годах нанес тяжелый удар по политической структуре России. Об этом в статье на страницах «Ведомостей» пишет российский экономист, член президиума президентского совета по международным делам Владислав Иноземцев.

По мнению автора, анализирующего последствия «нефтяного дождя» для России, время руководства страной Владимиром Путиным можно разделить на три этапа: первый (начало 2000-х годов) , когда цена на нефть была относительно невысокой, а президент говорил о возможности альянса с Европой; второй период (середина-конец 2000-х) - «время зачистки внутриполитического пространства, уничтожения демократии в стране, воссоздания той единственной многопартийной системы, какую Путин знал по опыту ГДР, консолидации возможно большего количества сырьевых активов в руках государства»; и, наконец, третий период (2011-2014 годы), во время которого Владимир Путин - это «Путин Крыма и Донбасса, человек, которому никто не указ не только в своей стране, но и за ее пределами».

«В политике подорожавшая нефть нанесла России как нормальной стране жесточайший удар. Прирост доходов, который становился все более масштабным по мере того, как во внутренней и внешней политике сносились последние барьеры, приучал отечественную политическую элиту следовать принципу anything goes, который философ Пол Фейерабенд когда-то вывел в своей книге «Против методологического принуждения», - констатирует экономист. - Кремль прекрасно показал, что никакого методологического принуждения быть в такой ситуации не может. Отсюда и вертикаль власти, и все время меняющиеся правила выборов, и полная условность не только любых прав собственности, но даже государственных границ. Где остановится российский лидер - а если точнее, как и кто его остановит, - пока не вполне ясно».

Также Иноземцев отмечает, что управление доходами от продажи нефти зависит от ответственности властей государства. Так, в США, Норвегии или Бразилии, эта ответственность обеспечивается демократическим контролем, в нефтяных монархиях стран Персидского залива - «чувством собственника».

«Во всех ответственных странах нефтяные богатства служат развитию остальных отраслей экономики, - отмечает экономист. - Безответственность правительства возникает там, где у власти оказываются случайные люди и где правящая элита не имеет никаких оснований считать себя меритократией (принцип управления, согласно которому, руководящие посты должны занимать наиболее интеллектуально одаренные и энергичные граждане - прим. ред.). (...) Приходится ли ждать долгосрочных решений от водителя автобуса, нежданно назначенного президентом Венесуэлы? Или от подполковника КГБ, оказавшегося в нужном месте в 1999 году?»

При этом Владислав Иноземцев подчеркивает, что «Россия - страна в этом отношении пограничная», сочетающая «стремление к суверенной имперскости» и европейский культурный код.