Соавтором закона о едином школьном учебнике стал Николай Панков

Оценить
Соавтором закона о едином школьном учебнике стал Николай Панков
Фото Константин Халин
В России могут появиться единообразные базовые учебники сразу по трем школьным предметам: истории, русскому языку и литературе.

Депутат Госдумы от Саратовской области Николай Панков стал соавтором проекта поправок в ФЗ «Об образовании», разработанного парламентариями-единороссами. Он, в частности, предусматривает создание общей линейки школьных учебников по трем предметам – истории, русскому языку и литературе. Соответствующие сведения размещены в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности ГД.

Напомним, что вчера, 9 октября, однопартиец Панкова Ирина Яровая предложила депутатам принять её проект единого учебника по литературе и русскому языку.

Как отмечают разработчики законопроекта (его авторами также стали Франц Клинцевич, Сергей Попов, Григорий Балыхин, Ирина Роднина, Иван Квитка и Надежда Шайденко), федеральным законом «Об образовании» устанавливается необходимость «соблюдения принципа единства образовательного пространства на всей территории РФ». Однако, отмечают депутаты, за последние два учебных года федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, увеличился более, чем на тысячу наименований и достиг 2 тысяч 982 названий.

Такая ситуация, как полагают законотворцы, приводит к тому, что «конституционное определение образования в средней школе, как общего, не обеспечивается».

«Общее образование предполагает общность возможностей и знаний, беспрепятственную возможность продолжения образования в любом из общеобразовательных учреждений по общим программам и учебной литературе. Очевидно, что при видимой вариативности учебников по одному учебному предмету ни сам учащийся, ни его родители, ни учителя фактически не осуществляют выбор учебников.

У учащегося всегда один учебник, при этом неодинаковый со своими сверстниками, что является элементом не общего, а разобщенного образования. А, следовательно, указанная вариативность противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования.

Более того, формируется социальная дискриминация, когда третьи лица определяют неравный подход в определении достаточности уровня и качества образования для конкретного ребенка отличный от его сверстников», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, парламентарии утверждают, что «разноголосица» в учебниках ставит школьников в неравное положение при сдаче Единого государственного экзамена.

Законопроект предлагает закрепить государственные образовательные стандарты по предметам «История», «Русский язык» и «Литература» в федеральном перечне базовых учебников.

Утверждение общих линеек базовых учебников будет осуществляться по итогам открытого конкурсного отбора комиссией, куда войдут представители министерства образования и науки РФ и регионов, а также российские ученые, специалисты и эксперты. При этом комиссия в своем решении должна учитывать итоги общественной экспертизы, которая проводится в течение месяца после опубликования текстов учебников на официальном сайте профильного министерства.

Еще одним новшеством, предложенным депутатами, стало то, что образовательные программы по учебным предметам «История» и «Литература» должны быть соотнесены между собой, то есть в изучении обоих дисциплин должна соблюдаться взаимная хронология.