Михаил Лысенко на момент продажи торгового центра был учредителем еще трех предприятий

Оценить
Михаил Лысенко на момент продажи торгового центра был учредителем еще трех предприятий
Фото Анатолий Леонтьев
Подсудимый заявил, что по версии следствия, он как глава района, не имел права входить в число учредителей ООО «Голд-Смит» и ООО ЭТЦ, однако его доли в других организациях следствие не интересуют.

Судебное разбирательство продолжилось допросом подсудимого Михаила Лысенко по эпизоду, связанному с дачей взятки и продажей торгового центра. Обвиняемый сообщил, что он с 2001 года работал главой администрации Энгельсского муниципального образования. На этой должности, в силу действующего законодательства, он совмещал руководство исполнительной и представительной ветвей муниципальной власти. В 2003 году после принятия федерального закона о местном самоуправлении, Лысенко стал выполнять только лишь функции главы района.

По словам Лысенко, закон на то время не запрещал ему владеть долями в предприятиях. Но он с момента назначения на должность главы администрации передал все имеющиеся у него активы доверительное управление. Огласить выдержку из Устава муниципального района, подтверждающие эти слова, судья не разрешил. Также Лысенко отметил, что в 2007 году он, кроме тех предприятий, которые фигурируют в уголовном деле, был учредителем еще в трех организациях, но это ему вину не ставится.

Владимир Кремнев впервые обратился к Лысенко за помощью в разрешении спора в январе 2007 года. По мнению подсудимого, эта просьба ему поступила не как к должностному лицу, а как человеку, лично знающему Льва Борисова и находящегося с ним в дружеских отношениях. Как у главы района у Лысенко не было полномочий вмешиваться в коммерческий спор.

По словам обвиняемого, продажу недостроенного торгового центра нельзя рассматривать отдельно от раздела всего остального имущества холдинга между Кремневым и Борисовым.

Деньги, полученные от продажи недостроенного здания, Лысенко не считает взяткой, а платой за то, что он помогал разрешить спор между бывшими партнерами, помог найти покупателя и договорился о хорошей цене в сложных условиях предкризисного времени и падения покупательского спроса. Сложность найти покупателя состояла в том, что партнеры не доверяли друг другу и потенциальные покупатели, если бы они были, не знали с кем договариваться, потому что в любой момент каждый из партнеров мог заблокировать сделку и отменить ее через суд.

Несмотря на близкое знакомство с Борисовым, Лысенко, по его словам, встал на сторону Кремнева, так как увидел, что по отношению к нему партнер ведет себя непорядочно. Борисов совместно с Сергеем Щелчковым зарегистрировал фирму на Британских Виргинских островах, которая стала учредителем ООО «Голд-Смит». По мнению Михаила Лысенко, в случае, если бы торговый центр перешел в собственность офшорной фирмы, то через российский суд оспорить сделку Кремнев не смог бы.

По мнению Лысенко, конфликт возник между партнерами после того, как Кремнев стал депутатом местного собрания, видимо, нашел новые знакомства и захотел выйти из-под опеки Борисова. Последний же не хотел терять пальму первенства в их отношениях. Когда конфликт зашел в тупик и общаться лично они уже не могли, попросили выступить Михаила Лысенко арбитром. Каждый из них принес реестр имущества, которым владели оба или каждый из них лично. На основе этих списков Лысенко составил общий реестр и попытался разделить бизнес таким образом, чтобы в дальнейшем деятельность Кремнева и Борисова не пересекалась. Отдельно был выделен продовольственный кластер, отдельно строительный. Торговый центр решено было продать потому, что его стоимость нельзя было нечем уравнять. Кроме того, у «Строй-Сервис 2» не ни было финансовых возможностей достроить торговый центра, ни опыта подобного строительства.

Партнеры попросили Лысенко стать гарантом того, что никто из них не обманет другого. В связи с этим Борисов передал подсудимому 100% долей ООО «Голд-Смит», которому на тот момент принадлежал по документам торговый центр. Когда в адрес Лысенко поступила просьба помочь продать здание, он заявил обоим партнерам, что бесплатно это делать не будет, потому что и так уделяет им личное время. Условием было поделить поровну сверхприбыль от продажи. За основу взяли существовавшее на тот момент лучшее предложение. Вся сумма сверх этого должна была быть разделена 50/50.

Для продажи здания Лысенко обратился к своим знакомым Тахияну и Абузярову, которые помогали найти покупателя. После того, как Абузяров предложил перепрофилировать парковочный этаж в торговую площадь, стоимость здания увеличилась на треть. После этого определилась конечная цена продажи в $20 млн и началась подготовка документов к продаже. В том числе распределение долей от продажи здания. В конечном итоге прибыли от продажи здания была распределена следующим образом: 40% – Лысенко, 16% – Щелчков, Кремнев и Борисов – по 22%. По мнению Лысенко, долю Щелчкова, выделенную по инициативе Борисова, получил Борисов, так как он согласился на 16%, но за все время обсуждения ни разу не позвонил Щелчкову и не согласовал с ним размер его доли.

Общая сумма сделки составила $19 млн, из них 253,5 млн рублей ушло как издержки к ООО «Строй-Сервис 2», а 231 млн рублей была разделена между продавцами. На момент проведения расчетов единственным учредителем «Строй-Сервиса» остался Владимир Кремнев.

В заседании объявлен перерыв до завтра.