Компании, готовые поделить рынок после запрета на приобретение импортной медтехники, используют зарубежные комплектующие

Оценить
РБК провело расследование и установило, кому выгоден подготовленный минпромторгом запрет на покупку импортного оборудования отечественными больницами.

Министерство промышленности и торговли РФ намеревается запретить государственным учреждениям здравоохранения приобретать импортное оборудование и медтехнику, постановление может вступить в силу 1 августа, сообщает РБК. Исключение будет сделано только для оборудования, произведенного в Казахстане и Белоруссии. Проект постановления сейчас находится на общественном обсуждении. Изначально предполагалось, что запрет начнет действовать уже с 1 апреля, но постановление вызвало столько критики, что сроки его обсуждения было решено продлить.

РБК провело свое расследование и установило, каким отечественным компаниям выгодно насильственное вытеснение их конкурентов с рынка госзакупок. При этом все опрошенные изданием медики выступили однозначно против таких ограничений, отмечая низкое качество отечественной продукции.

Как выяснилось, в разработке нового постановления принимали участие все российские производители, которых включили в рабочую группу минпромторга. Представителей зарубежных компаний туда не пригласили.

Крупнейшими предприятиями, претендующими на рынок такой сложной медтехники, как томографы и рентгеновские аппараты, являются ЗАО «Медицинские технологии Лтд» (МТЛ) и ЗАО «НИПК «Электрон».

Первая компания в настоящее время томографов не выпускает в виду отсутствия крупных заказов. Выпускаемая ею техника содержит значительное число импортных комплектующих. Так компьютерный томограф компания собирает совместно с General Electric, договор с которой подписан в 2009 году. От себя МТЛ поставляет рабочие станции врача и информационные системы, за счет этого аппараты и считаются отечественными.

НИПК «Электрон», которую возглавляет член генсовета организации «Деловая Россия» Александр Элинсон, в 2011 году была уличена ФАС в нарушении конкуренции. Тогда в Управление ФАС по Санкт-Петербургу поступила жалоба от компании «Мак Бразерс» на нарушение, по ее мнению, условий конкурса на закупку рентгенодиагностических аппаратов, в котором победил «Электрон». Как рассказал РБК один из сотрудников ФАС по Санкт-Петербургу, который занимался этим делом (сейчас работает консультантом в «Мак Бразерс»), в ходе проверки обнаружилось, что поставленные компанией в отдельные больницы Петербурга томографы на самом деле являются аппаратурой итальянской компании BMI Biomedical International. Проверка показала, что аппараты были закуплены в Италии за 9975 евро, что по курсу Центробанка составляло 414 тысяч рублей, а в больницы они были поставлены уже по цене 1,4 миллиона рублей за каждый. В 2012 году ФАС возбудила дело по признакам нарушения конкуренции. «Электрон» же подал иск на предписание антимонопольной службы в Арбитражный суд Санкт-Петербурга. В качестве доказательства своей правоты «Электрон» предоставил экспертизы, доказывающие, что доля импортных компонентов в оборудовании компании составляет менее 50 процентов. Сторону «Электрона» последовательно заняли и Арбитражный суд Санкт-Петербурга, и 13-й арбитражный апелляционный суд, и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Обе указанные выше компании являются партнерами государственных оборонных производств, таких как «Роскосмос» и «Ростех». Еще одна компания, которая также может заниматься поставкой системы эмиссионной томографии - ФГУП «НИИЭФА имени Д. Ефремова» (Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры) является дочерней компанией «Росатома». Поставку шприцев и игл может осуществлять ФГУП «ЦСКБ-Прогрес», входящее в структуру «Роскосмоса».