На презентации документального фильма об антифашистах говорили об откатах и Путине

Оценить
На презентации документального фильма об антифашистах говорили об откатах и Путине
Фото Мария Алексашина
Из шести прошлогодних заявок Нижневолжской студии кинохроники на съемки фильмов по грантам министерства культуры деньги получила только одна, в этом году подано три заявки.

Вчера, 13 марта, в саратовском Доме кино прошла презентация документального фильма Григория Гришина и Ольги Яковлевой «Ключ для заводного апельсина». Напомним, в прошлом году саратовские режиссеры выиграли грант министерства культуры РФ на съемки этой картины.

На прошлой неделе Григорий Гришин и Ольга Яковлева вернулись из Праги, где проходил East European Forum. Молодые кинематографисты презентовали свою картину для европейских профессионалов и публики.

«Я впервые почувствовал такой интерес  к России и к российскому документальному кино. Тема нашего фильма – противостояние антифашистов и неонацистов актуальна не только для России. Такое есть в любой, в общем-то, стране. Нашим материалом заинтересовались люди с немецкого и американского телевидения. И, конечно, они были поражены, что фильм снят при поддержке министерства культуры», - рассказал в беседе с корреспондентом ИА «Свободные новости» Григорий Гришин.

Перед показом для прессы перед гостями Дома кино выступила Татьяна Зорина, которая рассказала об анализе неигровых картин, снятых на государственные средства, проведенном союзом кинематографистов России.

«В союзе кинематографистов России пытаются сейчас внести на обсуждение Программы развития неигрового кино Российской Федерации. У нас этот вопрос очень остро обсуждается сейчас. Некоторое время назад к нам в Саратов приезжал заместитель председателя союза Клим Лаврентьев. Он нам рассказал о том, чем занимался пленум союза. Мы сейчас получили газету со стенограммой этого пленума, где рассказывается об анализе неигрового кино за два с половиной года. Это 1200 фильмов. То есть эксперты пошли в фонды, где лежат эти фильмы, взяли их, посмотрели и сделали выводы. Как рассказывает Лаврентьев, среди этих фильмов есть, например, такие. Фильм длится 52 минуты, продюсеры получили на фильм 2,5 миллиона рублей. Сам фильм представляет собой запись газетной статьи, то есть камера скользит по газете, а закадровый голос читает статью. Статья заканчивается. Фильм заканчивается. Сама эта картина лежит в фильмофонде, деньги продюсером получены. Таким образом, 429 фильмов из 1200 являются записями концертов и спектаклей, 118 фильмов – эротического содержания, 320 с натяжкой носят характер учебных. И только 160 фильмов с натяжкой имеют возможность называться документальным кино. Вот на что таким образом расходуются государственные средства, выделенные на производство документальных фильмов», - отметила Зорина.

Предваряя показ документального материала, Зорина также отметила, что Нижневолжская студия кинохроники подвергается критике.

«Нас  - Нижневолжскую студию кинохроники – часто упрекают и местная власть, и представители творческих союзов, что нам не дают делать кино, потому что у нас такие режиссеры и темы фильмов неинтересные, неважные и никому не нужные. Действительно, мы два года не получали никаких госзаказов, потому что у нас принципиально никто откатами не занимается, - подчеркнула Зорина.  - Творческие люди ставили нашим заявкам высшие баллы, а представители чиновников или каких-то других структур ставили нам минимальные оценки. Только в позапрошлом году мы получили деньги на один фильм о Хвалынске, а прошлом году мы получили деньги на фильм, который по тематике оказался сверхактуальным – об антифашистах. И эта картина Григория Гришина и Ольги Яковлевой с каждым днем становится всё актуальней и актуальней», - отметила Зорина.

Григорий Гришин, выступая перед журналистами рассказал об участии в европейском фестивале документального кино в Праге и отметил, что он и Ольга Яковлева были против показа картины публике на такой ранней стадии.

«Нужно понимать, что то, что вы увидите – это не фильм в окончательном виде. Съемки мы начали в середине августа, а уже в конце года должны были предоставить в министерство определенный отчет. Конечно, за такой короткий период снять полноценный фильм невозможно, мы будем продолжать съемки и искать финансирование для картины, в том числе, и за границей. Видеоматериал, который вам сейчас покажут, я могу назвать наброском к будущему фильму или увертюрой», - пояснил Гришин.

Он также поблагодарил министерство культуры РФ за предоставленный грант и компанию «Саратовские авиалинии» за возможность добраться до места проведения пражского фестиваля. Особую благодарность авторы картины выразили нашему земляку, востребованному российскому оператору Ивану Финогееву, который нашел время для работы над «Ключом для заводного апельсина».

Затем журналисты и гости презентации увидели 26-минутный видеоматериал, героями которого стали в том числе и саратовцы. На показе присутствовал, например, координатор движения «Автономное действие» Олег Петров. Действие картины происходит в Саратове и Москве. Неизбежно в поле зрения документалистов попадают как молодые люди, называющие себя антифашистами, так и те, кто придерживаются националистических взглядов.

Обсуждения работы не получилось, как и отмечал автор, из наброска не все смогли уловить, о чем конкретно будет фильм. Герой картины Олег Петров заявил, что было отснято очень много материала, а в эту работу вошло мало. Во время общения с журналистами, перейдя к теме Украины, Петров отметил, что в конфликте России и Украины никогда не поддержит российского президента Владимира Путина.

Далее выступил продюсер фильма и директор Нижневолжской студии кинохроники Андрей Наймушин, рассказавший, что вчера в министерство культуры были отправлены три новых грантовых заявки на документальные картины. Он также в очередной раз проанонсировал появление в Доме кино еще одного зала для проведения заседаний различных киноклубов и замену кресел в большом зрительном зале.

«Мы знаем, что многие люди, которые раньше ходили в Дом кино, сейчас сидят дома и смотрят кино на маленьких экранах, потому что они были напуганы состоянием нашего большого зала. Сейчас мы через СМИ хотим пригласить их обратно: проектор заменили, кресла скоро поменяем. К сентябрю начнет работать кафетерий и киноклубы», - отметил Наймушин.

Напомним, на сайте ИА «Свободные новости» выходит документальный проект Григория Гришина и Ольги Яковлевой «Кадровый резерв».