Все пенсионеры, в онлайн!

Оценить
Сбербанк обучает пожилых людей финансовой грамотности

Чтобы, например, получить пенсию, многим пожилым людям привычнее прийти в банк со сберкнижкой. Далеко не все пенсионеры знают о возможностях современных технологий. Решению этой проблемы был посвящен брифинг «Развитие социального партнерства. Организация и проведение обучения основам финансовой грамотности пенсионеров», состоявшийся в центральном офисе Саратовского отделения № 8622 ОАО «Сбербанк России».

Сбербанк на территории Саратовской области обслуживает 57,4 процента пенсионеров (по статистике первой половины 2013 года). Кроме того, клиентами банка являются 60 процентов пожилых людей, проживающих в нашем регионе. Эта немалая часть населения формирует банку ресурсы для перераспределения в экономику региона, для кредитования физических лиц. Сбербанк создал новый продукт – банковскую карту «Социальная». Это больше чем сберкнижка. Получив очередное СМС-сообщение о том, что на карту зачислена пенсия, пожилой человек может, не выходя из дома, в режиме онлайн совершить покупки и осуществить платежи. Накопленные на карте баллы позволяют пенсионерам приобретать товары в магазинах-партнерах Сбербанка. С этого года с помощью карты Сбербанк-Maestro «Социальная» можно расплачиваться в магазинах за границей. На остаток средств на ней начисляются проценты, что дает еще и дополнительный доход. Владельцы карт получают специальные предложения по кредитам и депозитам и также не выходя из дома могут выполнять необходимые им операции.

Важно, что Сбербанк не продает, а раздает карты, их обслуживание тоже бесплатно. Для многих пенсионеров дело «за малым» – научиться пользоваться этими банковскими услугами. Именно поэтому Сбербанк организует работу по обучению всех желающих пенсионеров основам финансовой грамотности.

– Пенсионерам в качестве клиентов не обязательно выбирать наш банк, – поясняет первый заместитель управляющего Саратовским отделением № 8622 Андрей Марков. – Мы просто учим их осознанно оценивать и рассчитывать свои риски, определять нужный продукт и банк, который даст дополнительный доход и льготное кредитование, активно пользоваться нововведениями и чувствовать себя защищенными от мошенников, нередко пользующихся доверием людей зрелого возраста.

В одиночку с таким сложным процессом не справиться. Сбербанк активно сотрудничает с отделениями Пенсионного фонда, Союзом пенсионеров России, с городскими учреждениями «Комитет социальной поддержки населения» и «Комплексный центр социального обслуживания населения», с созданным год назад на базе СГСЭУ «Университетом пожилого возраста». Обучение пенсионеров проходит на базе этих учреждений и начинается с компьютерной грамотности. Программа обучения Сбербанка – прикладная, это второй этап обучения пожилых людей, который дает им возможность улучшить качество жизни. Региональный менеджер Сбербанка по государственным и социальным программам Светлана Федорова за год провела множество встреч с пенсионерами:

– Мы не просто информируем, а вовлекаем пожилых людей в общение в непринужденной обстановке. Проводим чаепития, организуем досуг. Очень активная наша слушательница 82-летняя Зара Петровна Семеновская даже участвовала в «Зеленом марафоне». Мы выезжаем в районы области, общаемся с работающими пенсионерами на предприятиях. Пожилые люди – наши помощники, наше «сарафанное радио».

Андрей Марков признался: он не ожидал, что люди зрелого возраста – настолько активная категория граждан, они вносят массу предложений по оптимизации банковского процесса. «До начала обучения у пенсионеров со стажем много сомнений, и в процессе занятий возникает не меньше вопросов, – делится впечатлениями о работе с пожилыми людьми специалист КЦСОН Тамара Захарова, сама пенсионерка. – Я вижу, с какой отдачей работают с ними педагоги. Одни пенсионеры интересуется работой в онлайне, а другие не владеют и клавиатурой. Нужно формировать группы с учетом навыков пожилых людей. Сегодня у нас сформирована очередь на обучение пенсионеров на год вперед! Необходимо больше ноутбуков.

Сбербанк сейчас завершает пилотный проект для людей с ограниченными возможностями: для них устанавливаются специальные принтеры, печатаются особые сберкнижки, на устройствах самообслуживания устанавливается удобная для них клавиатура. Несмотря на то что учреждения оборудованы пандусами, кнопками вызова, в стороне остается маломобильная группа людей, чьи жилищные условия не позволяют выходить им из дома. Этот вопрос был затронут на брифинге. Андрей Марков дал своим сотрудникам задание сформировать списки таких людей и продумать варианты их обучения – возможно, индивидуального.

Сбербанк совместно с вузами и региональным отделением Союза пенсионеров России собирается разработать программу и методическое руководство по повышению финансовой грамотности для людей старшего возраста. Планируется расширять географию обучения: подключать саратовские вузы, комитеты территориального общественного самоуправления, ТСЖ, выходить на улицы населенных пунктов и приезжать на предприятия области.