Образовательный кодекс: руководство к действию или имитация кипучей деятельности?
12.02.2015, 12:25
Комментарии:4
Просмотры: 1368
Денис Белоусов,
ведущий эфира телеслужбы «Открытый канал»

В начале февраля в СМИ города прошла информация об утверждении на уровне министерства образования региона «Этического кодекса участников образовательного процесса Саратовской области». Марина Епифанова собственноручно поставила подпись на документе. До этого момента текст кодекса был рассмотрен и одобрен в конце 2014 года областной организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также Общественным советом при министерстве образования региона. А еще раньше, в период с сентября по ноябрь года ушедшего, проходило публичное обсуждение кодекса.

К сожалению, не знал, что это проходило и как именно, но как человека, работавшего более десяти лет в системе высшего образования, меня не мог не заинтересовать этот документ, вызвавший множество вопросов и мыслей.

Давайте с самого начала и по порядку.

Первое. Как учит нас историческая наука, если какие-либо документы принимаются, значит это для чего-то или для кого-то нужно, и если документ что-то ограничивает, предписывает, регулирует, регламентирует, то до настоящего момента это находилось в свободном плаванье или подобной проблемы не существовало, или же это не было актуальным/необходимым для тех, кто этот документ принял.

Отсюда получается, что, с одной стороны, на вопросы этики достаточно долго не обращали внимания, как сверху, так и снизу. И те, и другие, по всей видимости, уповали на запас этических знаний у обучающих и обучающихся. А сейчас, получается, что наступил некий кризис в этом вопросе? Вполне может быть. Старое поколение обучающих неотвратимо приближается к «нулю». Да и количество людей-носителей нормальной этики, способной объяснить общие принципы нормальной жизни в человеческом обществе, сокращается.

Новое поколение, которое воспитывается в духе рыночных отношений и общества потребления, на мой личный взгляд, больше придерживается таких норм поведения, которые, по признанию многих мыслителей, могут приблизить род человеческий обратно к миру животному, где выживает сильнейший.

Об этом свидетельствуют многочисленные видеоролики в интернете о вызывающем поведении обучающихся, а порой и обучающих. Следовательно, мы действительно столкнулись с проблемой этического оскудения? И в этой ситуации, возможно, есть резон в установке камер видеонаблюдения в классах и аудиториях учебных заведений. Тем самым мы хоть как-то обезопасим обучающих от излишних нападок со стороны обучающихся и их родителей/опекунов в якобы превышении своих полномочий. А если педагоги ведут себя неподобающе, то и эти факты будут зафиксированы. С другой стороны, это действительно в чем-то будет ущемлять права и свободы всех сторон. Опять же имеем дело с двоякой ситуацией.

Второе. Очень интересен п.1 принятого кодекса, где описываются основные цели, задачи и определяются участники образовательного процесса. В целом, все основные места кодекса регламентируют, или предписывают, нормы, связанные в основном с образовательным процессом, но вот о том, что касается вопросов, находящихся за его рамками, говорится вскользь. По сути, этический кодекс ограничен только рамками учебного заведения и действует от звонка до звонка. При этом, заметьте, в участниках образовательного процесса числятся только четыре группы лиц: обучающиеся, педагогические работники, администрация образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся. А где, спрашивается, внешняя среда? Или у нас хотят, чтобы этические принципы соблюдались только в рамках учебного заведения, а дальше хоть трава не расти?

Третье. Цитирую из п.5: «Кодекс – управленческий инструмент, который можно использовать для разрешения сложных этических ситуаций. Для этого в образовательной организации может создаваться «комиссия по этике», в обязанность которой входит разрешение этических ситуаций, реагирование на вопросы и заявления участников образовательного процесса». Ничего вас не настораживает? На мой взгляд, первое предложение несколько противоречит общей тенденции нормативно-декларативного характера документа. Далее, для решения возникших проблем может создаваться комиссия по этике. Почему в кавычки взята? И почему не прописан тогда возможный состав комиссии? И самое главное, извечный вопрос этики: вопрос справедливости.

Для принятия справедливого решения всегда нужно выслушать все стороны, причем желательно, чтобы судей было не меньше трех. Как именно следует поступить, решается в каждой конкретной ситуации, в идеале, незаинтересованными лицами. Желательно еще, чтоб эти лица были адекватными и имели расширенные представления и знания в этом вопросе.

Следовательно, в комиссию по этике привлекать участников образовательного процесса никак нельзя. Не подумайте, что такой вывод сделан сугубо из фразы о представлениях и знаниях! Они как раз выступают как очень желательное дополнение в этом вопросе.

И в качестве заключения. Почему было необходимо принятие этического кодекса на уровне отдельного документа? Многие вопросы, которые он затрагивает, уже прописаны в уставах школ или же уже закреплены в локально-правовых актах, дополняющих устав. Просто с принятием данного документа от образовательного учреждения наверняка потребуют проведения заседания рабочего коллектива с последующим рождением своего варианта этического кодекса учреждения. А учить-то когда они будут? Кроме этого за педагогами – еще сбор различных портфолио, заполнение нескольких видов журналов, электронных дневников, а нередко и не на один класс, проверка домашних заданий, контрольных, сочинений, подготовка к следующим занятиям, классным часам, школьным мероприятиям, ведение личного сайта, кстати, введенного тоже как обязаловка сверху... Как видим, времени практически не остается на совершенствование своих профессиональных навыков и качеств, отсюда и одна из причин хромоты нашей системы образования.

И теперь под занавес. В частных беседах с представителями областных педагогических кадров различного уровня выяснилась удивительная вещь: практически никто из них до момента разговора и не слышал о подобном документе! А нам заявляют, что обсуждение было аж с сентября по ноябрь 2014 года! Так кто обсуждал? И доводили ли до сведения областных учебных учреждений? Или опять что-то произошло сверху, для отчета и имитации кипучей деятельности?

Оцените новость
0
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 470
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства