Авиационный Саратов. Ожидания и традиции
27.11.2014, 09:04
Комментарии:2
Просмотры: 1878
Александр Ермишин,
руководитель саратовского городского отделения РОДП «Яблоко», член общественной приемной «ПОИСК» (Саратов)

Решил отписаться по поводу проекта то ли восстановления старого, то ли строительства нового авиационного завода в нашем городе. Первый раз участвовал в устном диалоге на эту тему в недавней передаче на ОКТV и, как мне кажется, не смог достаточно внятно сформулировать свои мысли. В письменном виде как-то привычнее.

Давайте только сразу определимся вот с чем. Первое. Никаким специалистом в области авиации и авиастроения я не являюсь, и пусть никого не вводит в заблуждение моя фамилия. Второе. Как человеку, который собирается жить здесь, как патриоту своего города мне бы хотелось, чтобы в Саратове был авиационный завод, равно как и многие другие промышленные предприятия и много чего еще.

Теперь по сути.

Я, признаться, совершенно запутался в последних новостях на эту тему. Примерно половина сообщений гласит, что речь идет о некоем проекте по производству «легкого транспортного самолета». Другая же половина «источников» акцентирует внимание на возможном сотрудничестве с компанией Diamond, которая никаких легких транспортных самолетов не производит, а работает в сегменте «малой авиации». Причем новости с упоминанием «легкого транспортного самолета» иллюстрируются фотографиями маленьких Diamond. Если пытаться понять, к каким «легким транспортным самолетам» проявляет интерес Объединенная строительная корпорация (ОАК), то натыкаемся на Ил-114, но непосредственно о нем в новостях ни слова. Ну да бог с ним...

Я пытаюсь разобраться, как работает в нынешних условиях экономика в нашей стране, а также как выбираются и реализуются инвестиционные проекты. Интуитивно подозреваю, что выбор проектов и расходование бюджетных средств должны происходить в соответствии с какой-никакой, но программой. Набираю в поиске «развитие гражданской авиации» и буквально сразу же натыкаюсь на сайте Министерства промышленности и торговли РФ на документ под названием «Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Сверяюсь с календарем. О! Мы живем сейчас по этой программе! Причем документ свежий, утвержденный в новой редакции Постановлением № 303 Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года.

В разделе «Ключевые проекты» подпрограммы «Самолетостроение» мы видим мероприятия по проектам «Сухой СуперДжет 100» (с производственной базой в Комсомольске-на-Амуре) и перспективный региональный МС-21 (с базой в Иркутске). В качестве ключевых проектов не значатся ни Воронеж с Ил-96, ни Ульяновск с Казанью (Ту-204 или 214), ни Самара с АНами. Ну и Саратов как бы тоже не просматривается...

Если мы все-таки полагаем, что речь идет о сотрудничестве с австрийской Diamond, то этот проект пойдет по подпрограмме «Малая авиация». Такая подпрограмма тоже есть. Мероприятия в рамках этой подпрограммы не конкретизированы по проектам и вроде как позволяют надеяться на «Саратов» между строк. Но обратимся к ожидаемым результатам и финансированию... Видим, что первые самолеты планируется произвести в 2019 году в количестве 12 штук, а всего до 2025 года – аж 233 машины. С учетом того, что это «малая авиация», то вообще, считай, ничто. В соответствии со скромными объемами и скромное финансирование. В 2014-2016 годах – по 500 миллионов рублей в год. Дальше – чуть больше.

Что такое 500 миллионов рублей? Да у нас только стоимость комплекса зданий нового аэропорта в Сабуровке оценивается в 4 миллиарда! Мы некоторое время назад всерьез радовались возможной реконструкции саратовского ипподрома на те же примерно суммы!

И это если представить, что все 500 миллионов по федеральной программе будут сосредоточены в одном месте и именно в Саратове, что само по себе достаточно оптимистичное предположение. Я, как уже говорилось, не спец в авиастроении, но интуитивно понимаю, что стоимость завода со всем необходимым оборудованием должна быть поболее, чем трибуна для наблюдения за скачками – пусть вместе со всеми конюшнями, кафешками и автостоянками. Будь я на месте ОАК, которая должна решать поставленную правительством задачу в рамках государственной программы и выделенного бюджета, то выбирал бы площадку с уже имеющейся максимальной производственной базой, чтобы хоть корпуса не строить да хоть какое-то оборудование не закупать. Я уж про кадры не говорю.

В каком состоянии находится сейчас аэродром Южный, можно посмотреть во многих материалах по ссылкам в интернете – и с рассказами многочисленных очевидцев, и с фотками проросших сквозь рулежные дорожки деревьев. Такое подозрение, что наличие там следов деятельности человека только усложняет задачу строительства завода, а никак не упрощает. Мне кажется, что шансы нашего города в итоге получить завод на этом участке, скажем так, призрачны.

Можно, конечно, предполагать, что программа эта опять устарела и что финансирование отрасли планируется кратно увеличивать, просто пока еще не успели облечь это в соответствующую документацию. На мой взгляд, в современных реалиях российского бюджетного процесса гораздо более вероятен сценарий с сокращением финансирования, а не с увеличением. Возможно, я ничего не понимаю в этом, но на самом деле хотел бы разобраться.

Одним из преимуществ Саратова перед другими регионами называются вроде как сохранившиеся кадры и «традиции авиастроения». Я бы тоже хотел на это надеяться, но, простите, какие у нас к тому основания? Что есть «традиции», кроме памятников на Пензенской и Энтузиастов? А я вам скажу, что можно назвать традициями, на примере Ульяновского авиационного кластера. Да, есть такой, более того, он первый «вылетает» в интернете по запросу «авиационный кластер».

Надо заметить, что Ульяновск продвигает себя под брендом «авиационная столица России» и не просто так.

В перечне предприятий, в той или иной мере занимающихся авиационной тематикой и входящих в этот кластер, значатся 47 наименований юридических лиц. Ок, возможно, и в Саратове не меньше, не знаю, но посмотрим на календарь событий 2014 года и увидим среди 32-х крупных мероприятий, например, такие:

– Российский инжиниринг. Всероссийский конкурс профессионального мастерства.

– Проведение фестиваля талантов среди молодежи Ульяновской области «Звезда авиации».

– Конкурс профессионального мастерства обучающихся профессиональных учреждений и их мастеров совместно с предприятиями, входящими в авиационный кластер.

– Ярмарка карьерных возможностей Ульяновского авиационного кластера.

– Международная молодежная научная конференция «Гражданская авиация: XXI век».

– Губернская неделя профессиональных проб авиационных профессий и т.д.

Это только то, что, на мой взгляд, можно отнести к мероприятиям, направленным на поддержание традиций (хотя не исключено, что некоторые пункты обширного списка, как водится, существуют только «на бумаге»). Может ли похвалиться мой любимый город чем-то подобным для подкрепления мифа о «традициях»? Возможно, я просто чего не слышал...

Раз уж мы взялись сравнивать Саратов с Ульяновском, то любопытен еще вот какой аспект: бюджетный. По данным Росстата и Казначейства России, наши города находятся в самом хвосте ПФО по бюджетной обеспеченности на одного жителя – по результатам, например, 2013 года.

Имея 2,5 миллиона жителей, Саратовская область тратит на каждого 35027,3 рубля в год (худший показатель в ПФО). Ульяновская область располагает 1,274 миллиона жителей и тратит на каждого 37276,9 рубля в год. В расчете на одного жителя суммы вполне сравнимые, хотя по абсолютным значениям саратовский бюджет в два раза БОЛЬШЕ. Доля расходов по разделу «Национальная экономика» в нашей области составляет 11%, в Ульяновской – чуть больше, почти 14%, а по абсолютным цифрам Ульяновск снова проигрывает нам почти в два раза.

Вот, честное слово, не понимаю, почему тогда все вышеперечисленные мероприятия по «сохранению традиций авиастроения» имеют место у соседей, а не у нас? На какие такие средства они там проводятся и куда расходуются подобные суммы у нас в регионе? Наверное, они тратятся на другие мероприятия, возможно, в сфере того же сельского хозяйства, в конце концов. Но тогда насколько оправданы наши ожидания, что Саратов выберут в качестве площадки для реализации проектов в сфере авиастроения по совокупности показателей?

Мне кажется все это весьма и весьма странным и наивным, хотя не исключаю того, что на самом деле решения об инвестировании в нашей стране принимаются по каким-то иным критериям, и в этом отношении мы впереди планеты всей.

Строим же мы аэропорт в чистом поле села Сабуровка согласно бизнес-плану, в котором прописано три источника финансирования этого проекта: федеральный бюджет (взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки), частный инвестор (комплекс зданий) и региональный бюджет (подъездные пути). А в бюджете областного Дорожного фонда эти расходы на 2015 год не планируются вовсе. И на 2016-й вроде, и на 2017-й... Но никого это обстоятельство не беспокоит, по крайней мере в публичном пространстве, деньги федеральные продолжают закапываться, тогда как частный инвестор, судя по всему, разумно затаился.

Видимо, стратегия привлечения инвестиций в регион сводится к принципу «ноготок увяз – всей птичке пропасть». Действительно, не бросят же новую взлетно-посадочную полосу в чистом поле! Так что никуда не денутся, дадут денег и на дорогу к ней. Все это действительно может сработать, странно только, если это срабатывает постоянно... Для кого тогда все эти бизнес-планы, «программы развития» и т.д.? Что мы все тут обсуждаем, на что рассчитываем?

Нужно во всем этом разобраться, причем максимально конкретно и дотошно, чтобы увидеть перспективу, цель и смысл очередного грандиозного проекта. Мы же с вами собираемся жить здесь, правда? Я, по крайней мере, собираюсь.

Оцените новость
0
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 419
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства